В России самыми популярными пасхальными цветами были гиацинты и нарцисы (их называли даже пасхальными лилиями). Ими украшали столы, дарили в пасхальных корзиночках Пасхальными цветами также считают- примулы-баранчики, одуванчики, мать-мачеху - впрочем так называли все первые, обычно действительно желтые весенние цветы.Для украшения Храмов еще и сейчас многие священики предпочитают гортензию, особенно белую, и часто ставят ее около плащаницы. Популярны также примулы, тюльпаны (они к тому же по форме напоминают яйца), фиалки, ландыши, подснежники, цветы калины, форзиция, прунус, ранункулюсы.
Нельзя забыть о розах и гвоздиках. По религиозной символике гвоздики - цветы Христа, поэтому нередко именно из 33 белых гвоздик собирается гирлянда на плащаницу: по числу земных лет жизни Спаcитeля и в память о белой простыне (плащанице), которой его обернули, сняв с креста.
Розы - очень распространенное украшение столов, куличей, икон. Раньше, когда живые розы были многим недоступны, делались к Пасхе искусственные, чаще бумажные, крашеные в малиново - красный цвет.
Широко используются, особенно для пасхальных корзиночек и композиций, горшечные растения, особенно цветушие - цикламены, гиацинты, кливии, розы, фиалки, каланхоэ и т. д.
Яйца пасхальные - яйцо пасхальное как символ плодородия, вечной жизни, начала и даже как символ мироустройства встречается у разных народов. Некрашеное яйцо присутствовало еще в пасхальном обряде иудеев. Легенда гласит, что первое крашеное в красный цвет яйцо преподнесла римскому императору Тиберию Мария Магдалина со словами: «Христос Воскрес». С тех пор крашенные яйца, освященные в Храме, неизменный знак Пасхи: они украшают пасхальный стол, их дарят друг другу, обмениваясь радостным сообщением.
Издавна существовало множество способов окрашивания и росписи пасхальных яиц - крашенок и писанок, множество с символическим значением: крестами, солярными знаками и т. д. Не только в каждой стране, но даже в разных областях страны имелись свои собственные символические узоры для росписи. Писались и буквы «ХВ», и изречения из Библии.
Для подарков изготовлялись яйца разного размера из шоколада, папье-маше, дерева, фарфора, стекла и даже драгоценных металлов и камней. Пасхальные яйца для подарка создавал знаменитый российский ювелир Фаберже. Считают, что именно он одним из первых начал делать открывающиеся яйца с сюрпризом. Каждый год фирма Фаберже преподносила императорской семье драгоценное яйцо к Пасхе, и всегда это было настоящее произведение искусств.
Цветочное украшение храма. Пасха - наиболее значимый праздник для православных христиан из всего годового круга богослужений. Однако цветочное украшение появляется за неделю до Пасхи, когда вспоминается Вход Господень в Иерусалим, получивший название Вербного Воскресенья. Композиции с живыми цветами и вербой ставятся в храме перед вечерним богослужением в субботу.
Цветочное украшение в храме должно подчиняться определенным требованиям: - соответствовать цвету облачений священнослужителей; - сочетаться с внутренним убранством храма, его декором; - материал подбирается достаточно устойчивый.
Устройство православного храма, последовательность богослужения строго каноничны. Поэтому места, где могут располагаться цветочные композиции, ограничены:
- по бокам у царских врат;
- у храмовых икон;
- у наиболее почитаемых икон;
- у праздничной иконы на аналое (располагается обычно в центре храма);
- в алтаре - по бокам от престола;
- украшаются также выносные свечи и крест.
Основное же цветочное украшение делается в Храме в Страстную Пятницу, когда днем посреди храма помещается Плащаница для поклонения верующих. На саму Плащаницу обычно плетется гирлянда из белых цветов. Как правило, это белая гвоздика (33 цветка - по числу лет земной жизни Спасителя), но могут быть кустовые хризантемы, гипсофила.
Вокруг Плащаницы также ставятся композиции из живых цветов. Они могут быть самыми разными - из срезанных цветов в корзинах, на подсвечниках или высоких стойках (на оазисе), просто цветущие горшечные гортензии в корзинах.
Вокруг Плащаницы Спасителя обычно ставят композиции из белых цветов, как символ чистоты и божественной природы Спасителя, но по желанию настоятеля храма можно ввести цветы розового и красного цвета.
Букеты пасхальные - это целая серия букетов для подарка и букетов для украшения кулича. Пасхальный букет для подарка по форме, колористике и выбору растений выдержан в традициях Пасхи и меньше ориентирован на пол, возраст и предпочтения адресата. Поэтому он нередко собирается круглым, с цветами, характерными для Пасхи, перьями, скорлупой, вербой, фигурками зайцев, ягнят, различных птиц, а также с бабочками, жуками и стрекозами. В последние годы стали очень популярны букеты на самых разных каркасах и, прежде всего, букет «гнездо». Он действительно собирается на каркасе из веток, напоминающем птичье гнездо. Букет на кулич, обычно небольшого размера, собирают на шпильке, чаще всего деревянной, на которой его затем и крепят в кулич. Обычно предпочитают искусственный материал, но такой букет из живых цветов тейпированный, на пробирках или на мини-деко очень интересен.
Венок пасхальный - настольный, настенный, подвесной. Символизирует бесконечность и вечную жизнь, дарованную жертвой Иисуса Христа. Собирается из весенних цветов и веток, с яйцами, скорлупой, лентами, перьями и другими атрибутами. Используется как украшение стола (часто - вокруг кулича), украшение интерьера и как пасхальный подарок. Раньше пасхальные венки, кроме этого, носили на кладбища в Радоницу - день пасхального цикла у православных, когда поминают усопших.
Горка пасхальная - специально к Пасхе выращенная зелень из семян злаков, чаще всего - овса, или других быстропрорастающих семян, например, кресс-салата. Семена густо «намазывались, на мокрую ткань, которая покрывала основу в виде горки (пирамиды или конуса) и часто поливали. Выросшую, как будто покрытую весенней травой горку ставили на тарелке, подставке или корзине на пасхальный стол и обкладывали крашеными яйцами. В. Катаев в книге «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона,) так описывает пасхальную горку своего детства: «На кухне зеленела горка, приготовленная для пасхального стола, - пирамидка из щепочек, обтянутая сукном; на это сукно намазывали, как икру, липкие семена кресс-салата, поливали три раза в день, и они вдруг начинали произрастать, выпуская из себя сначала бесцветные червячки первых ростков;
Пасхальной горкой называли также специально сколоченные из досок покатые, иногда похожие на неглубокие желоба «горки». Форма горы появилась в пасхальных традициях не случайно. Почти у каждого народа есть священные горы (иногда - это обиталище богов), которые история, легенды и мифы связывали с самыми важными событиями: Олимп, Фавор, Синай, Фудзияма ит. д. И пасхальная горка, и прорастающая из семян зелень - символы близости к Богу, Воскресения, Возрождения и Надежды (зеленый цвет).
Дерево пасхальное - украшение, имитирующее дерево - как стоящее в Раю Древо Жизни, Древо Познания, Добра и Зла. Оно может быть любого размера - от маленьких подарочных, настольных композиций до больших интерьерных объектов. Работы выполняют в любом флористическом стиле и из любого материала, они могут напоминать настоящие деревья или быть стилизованными. В некоторых странах Европы («пасхальное дерево» - иногда это просто высокий шест с поперечными планками наверху, который украшен венками,лентами, цветами - ставят во дворах, на улицах и несут на пасхальных процессиях и гуляньях. В России до ХVII века в шествии патриарха на осляти везли на санях пасхальное дерево, украшенное искусственными цветами и плодами, его называли «царской вербой».
Заяц пасхальный - один из обязательных атрибутов Пасхи и пасхальной флористики почти во всех странах Западной Европы, особенно в католических и евангелистских. Заяц, (а иногда и кролик), славящийся своей плодовитостью, появился в пасхальных букетах, композициях, венках, витринах, оформлениях и подарках как символ плодородия. Его присутствие обещает благополучие, хороший урожай и успех в делах. Сушествует и другое объяснение. Быстрее других бегающий заяц может первым принести людям радостную весть и именно как вестник он и появился в пасхальной атрибутике. Эту версию подтверждает и древняя легенда о том, как Луна, пожалев мать, потерявшую сына, послала быстроного зайца с радостной вестью, что сын воскреснет. Заяц прибежал очень быстро, но по дороге забыл сказанное ему, за что навсегда остался с рассеченной губой.
Открытка пасхальная - поздравительная открытка, часто со словами «Христос Воскрес!» и пасхальными сюжетами. Собственные открытки в России стали печатать только в конце XIX века, поэтому на ранних пасхальных открытках чаще изображались принятые в Западной Европе атрибуты Пасхи, например, зайцы, птицы и т. д. Такие открытки посылались по почте, их оставляли во время визитов и прикладывали к подаркам. Особенно ценились открытки ручной работы. Сейчас флористы делают пасхальные открытки, используя сухие, искусственныеи даже живые - тейпированные или на пробирках растения и нерастительный материал.
Птицы - один из самых распространенных почти во всех странах элемент пасхального оформления в виде фигурок самых разных птиц, чаще всего – это аисты, а также их гнезд, яиц, перьев. Птица - вестник, символ Духа, возрождения при роды.
Ручная верба - «Ручные вербы» - всякого рода ветви, украшенные деланными цветами, плодами, ягодами, стручьями и даже орехами.)
Свечи - символ света и Духовного горения. Используются во всех пасхальных флористических работах, чаще всего в форме яйца, зайца.
Крашенки - пасхальные крашеные яйца. Существует множество способов окрашивания пасхальных яиц: травами, капустными листьями, луковой шелухой, специальными красителями, пестрыми нитками и т. д. В флористических работах чаще используются не натуральные, а выпускаемые промышленно крашенки самых разных цветов, в том числе и модных. Писанки - так называют пасхальные яйца, расписанные каким-либо, часто символическим орнаментом, узором, либо с текстом религиозного характера, например, цитатами из Священного Писания.
Цвета пасхи - выбор колористики в современных пасхальных флористических работах обусловлен не столько религиозной Символикой, сколько желанием сделать их радостными, праздничными, яркими или современными, модными, конечно, если речь не идет об оформлении Храма. В этом случае стараются придерживаться символики цвета:
Белый, желтый, золотой - цвета Духовности, Света Небесного, Чистоты;
Зеленый - цвет Надежды;
Голубой и синий - цвета Неба, Веры, Верности;
Красный - цвет Жизни, Возрождения, Воскрешения, а также Крови Христа