Москва с азов

Модератор: Fox

Ответить
Аватара пользователя
на-дин
FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты
FlyМодератор<br>Кладезь терпения и доброты
Сообщения: 17923
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
Откуда: Петербург
Благодарил (а): 18090 раз
Поблагодарили: 29156 раз

Москва с азов

Сообщение на-дин »

От монастыря проходим на Большую Пироговскую улицу (москвичи ее чаще называют Пироговкой). Раньше она называлась Большой Царицинской. В 1924 году улица была переименована в честь знаменитого хирурга Н. И. Пирогова. Местность эта еще в 17 веке была названа Девичьим полем из-за близости к Новодевичьему монастырю. Здесь находились аптекарские огороды. А в конце 19 века здесь вырос большой городок университетских клиник медицинского факультета Императорского Московского университета. Сейчас здесь располагаются корпуса двух московский медицинских университетов.
44.jpg
45.jpg
Парк с историческим названием Девичье поле в старину был любимым местом народных гуляний. В середине 18 века здесь построили деревянное театральное здание. В своем амфитеатре фокусник Пинетти показывал чудесные превращения. На рубеже 19-20 векв здесь были выстроены "популярные катальные горки". Народные гуляния проводились здесь регулярно до 1911 года, пока врачи клиники по соседству не пожаловались на то, что столь шумные развлечения мешают больным.
Идем по Пироговки в сторону Садового кольца. Впереди слева видна небольшая церковь Дмитрия Прилуцкого в византийском стиле.
46 (2).jpg
А справа - комплекс конструктивистских домов, возведенных в 1929-1932 годах как общежитие Института Красной профессуры (Большая Пироговская улица, 51, корпуса 1-8). Это еще один район архитектуры конструктивизма. Благодаря необычной планировке - восемь шестиэтажных корпусов расставлены в шахматном порядке и словно нанизаны на одну галерею-проход - комплекс прозвали "дом-пила".
47.jpg
В этом из этих корпусов когда-то жил первый космонавт Юрий Гагарин.
48.jpg
Возле троллейбусной остановки у дома № 35 (обратите внимание на его красивые чугунные балконы)
49.jpg
50.jpg
свернем направо во двор. Это один из адресов М. А. Булгакова в Москве - Большая Пироговская, 35а, строение 2. До революции дом принадлежал купцам Решетниковым и здесь не раз бывал знаменитый Григорий Распутин, хорошо знавший хозяев дома.
Булгаков прожил в этом доме семь лет.
51.jpg
Здесь он начала свою работу над знаменитым романом "Мастер и Маргарита".
52.jpg
Кстати, самый первый московский адрес Булгакова находится тоже совсем неподалеку - Малая Пироговская, дом 18.
53.jpg
В краснокирпичном старинном здании (Большая Пироговская, 27) сейчас офисы. Последние десятилетия в Москве, следуя европейскому опыту, фабричные территории приспосабливают к современному использованию. Когда-то здесь находился завод "Электролуч". Его продукция использовалась при освещении метрополитена, кремлевских башен и залов. А еще раньше здесь находился казенный винный двор.
54.jpg
А в этом здании напротив входа в парк, как мне рассказал хозяин квартиры, у которого я снимала комнату, когда-то находился музей ретроградных автомобилей "Автовиллль".
55.jpg
Хозяин квартиры - байкер, рассказывал про музей разные интересные факты. Например, что все его экспонаты были действующие и участвовали в выставках и авто-ралли. Или что самому старому автомобилю было более 100 лет. Это был частный музей, потом хозяин то ли не смог в одиночку его собержать, то ли что-то с ним случилось.
56.jpg
Ну, вот, собственно, и все - дальше я через парк вышла к метро "Фрунзенская". Посмотрела значительно меньше, чем хотела, поэтому решила, что в этот район в следующую поездку надо вернуться.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Санкт-Петербург
Аватара пользователя
на-дин
FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты
FlyМодератор<br>Кладезь терпения и доброты
Сообщения: 17923
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
Откуда: Петербург
Благодарил (а): 18090 раз
Поблагодарили: 29156 раз

Москва с азов

Сообщение на-дин »

Во время своей поездки я ездила на экскурсию в Царицино. И слышала разные отклики о нем – от «очень красиво и нарядно, обязательно посети» до «фу, новодел Лужкова».
Я с удовольствием там побыла и думаю, что лет через 50-70, когда место обрастет своими легендами и историями, все постройки в Царицино будут восприниматься как безусловно исторические.
4.jpg
А для меня это, наверное, драматическая история двух архитекторов – Баженова и Казакова.
20.jpg
Деревня, на месте которой сейчас расположен парк Царицыно, когда-то принадлежала сестре Бориса Годунова Ирине, и называлась селом Богородским. В Смутное время деревня была полностью уничтожена, а местность эта переименована в пустошь Чёрная грязь и впоследствии перешла во владение бояр Стрешневых.
Следующими владельцами села оказались фавориты царевны Софьи, сестры Петра Первого, князья Голицыны, но после низложения царевны Петр I конфисковал его и впоследствии пожаловал Дмитрию Кантемиру, молдавскому господарю, союзнику России в войне с Турцией.
В 1775 году Екатерина II приезжает в Москву на торжества по случаю окончания русско-турецкой войны. Живет она в своей резиденции Коломенское и оттуда, верхом или в карете, совершает прогулки по близлежащим окрестностям. Усадьба «Черная Грязь» приводит Екатерину в восторг. Сделка с князем Кантемиром, потомком петровского сподвижника, совершается всего за неделю, и село Черная Грязь переименовывается в село Царицыно.
Распоряжение заняться постройкой новой резиденции получает любимый архитектор Екатерины Василий Баженов. Выбор императрицы неслучайно падает на Баженова: во время недавних торжеств на Ходынском поле она восхищается «увеселительными павильонами» его работы. Каждый павильон представляет собой аллегорию на отвоеванные у турок города.
Екатерина II высоко ценит фантазийный подход архитектора и нанимает для строительства Царицына именно его. Она подчеркивает: дворцовые постройки тоже должны быть «в мавританском вкусе» или «во вкусе готики». Парк же должен быть «пейзажным» – то есть с использованием естественных ландшафтов и иллюзией минимального вмешательства в природу.
Баженов выполняет план будущих построек и утверждает их у Екатерины. По его замыслу архитектурный комплекс должен выглядеть именно как «россыпь построек» – все они находятся внутри треугольного периметра и при этом стоят отдельно друг от друга. Свободная расстановка зданий естественным образом вписывается в ландшафт старинного парка.
В плане Баженова ансамбль располагается на высоком мысу между оврагом и прудом. Центральное место в нем занимает Большой Кавалерский корпус – для приближенных императрицы. Южнее располагаются одинаковые дворцы для Екатерины II и ее наследника — цесаревича Павла с женой. Впоследствии между ними возводится небольшой дворец для внуков императрицы. Все эти три здания образуют главный дворцовый корпус.
Вокруг — вдоль оврага и по берегу пруда – должны разместиться вспомогательные постройки. Парадный въезд в усадьбу осуществляется через так называемый Фигурный мост. Баженов также планирует Большой мост через овраг – он связывает ансамбль с заовражной частью.

На бронзовом макете проекта Баженова внизу виден овраг, правда день был сильно дождливый, поэтому его затопило водой))) Справа - пруды.
Обратите внимание: в центре располагался Большой Кавалерский Корпус для придворных кавалеров и правее маленькое здание - Камер-Юнфарский корпус для юных фрейлин.
Наверху макета три массивных здания, где правый и левый дворцы похожи один на другой. Предназначались они: правый - для самой царицы Екатерины, левый - для сына Павла, центральный - для внуков.
12.jpg
В Царицынском ансамбле не стоит искать готической архитектуры – ее там нет. Выражение «во вкусе готики» для России XVIII века в принципе означает «нечто за рамками принятых архитектурных норм». Что Баженов и делает. Его «готика» (в переписке с Екатериной он осторожно называет ее «нежной готикой») — это талантливый сплав древнерусского зодчества и московского барокко. Для всех построек используется красный кирпич. Для выразительного и многогранного декора — белый камень. Крыши построек кроются желтой черепицей (впоследствии их заменяют металлической кровлей).
Проходит 10 лет, Екатерина все меньше интересуется постройкой Царицыно, к тому же она имеет основание быть недовольной самим Василием Баженовым: архитектор связан с масонской ложей и переписывается с руководителем московского кружка масонов Новиковым, а тот активно выступает за передачу власти сыну Екатерины – Павлу.
То ли вкусы Екатерины изменились, то ли дело, действительно, родственно-политическое, но 1785 года Екатерина посещает Царицыно. Бегло осматривает несколько залов Главного дворца и молча уезжает. Через несколько дней она пишет цесаревичу Павлу: Царицынский дворец «внутри должен быть изменен, ибо так в нём было бы невозможно жить». Помещения кажутся ей слишком тесными и узкими. Баженов внезапно отстраняется от должности с сохранением годового жалования.
Дальнейшие работы в Царицыне Екатерина поручает его ученику и помощнику Матвею Казакову.
Начинается второй этап строительства Царицынского ансамбля. Вернее сказать – его мучительная перестройка. Императрица повелевает заменить здание уже построенного Главного дворца новым – более парадным и помпезным. По замыслу Казакова новый дворец состоит из двух корпусов с центральной высокой галереей. Перед дворцом должна раскинуться просторная площадь с пандусами. В связи с этим Казаков вынужден разобрать баженовский Главный дворец до основания. Также разбираются Большой Кавалерский корпус и корпус камерюнгфер.
10.jpg
Новый дворец отчасти сохраняет «готические» детали Баженова. В нем появляются башни со шпилями. Он так же выполнен из красного и белого камня. Однако в нем гораздо больше от популярной в то время европейской классицистической архитектуры - спокойные уравновешенные пропорции, колонны, пилястры. По своему размаху новый дворец уже вполне сопоставим с петербургскими резиденциями Екатерины.
Но и проект Казакова постигает неудача. Финансирование вновь сокращается из-за очередной русско-турецкой войны. Потом умирает Потемкин – фактический вдохновитель царицынского строительства. В 1793 году императрица в целях экономии повелевает уменьшить проект на один этаж и убрать чересчур помпезный тронный зал. Замысел Казакова фактически разваливается на глазах.
В 1796 году Екатерина II внезапно умирает. Новый император Павел I распоряжается: «В Царицыне никаких строений не производить». Все работы в резиденции останавливаются.

В начале XIX века Царицыно становится популярным местом для загородных прогулок – это что-то вроде парка культуры и отдыха для столичных купцов и мещан. В связи с этим некоторые постройки дворцового комплекса переоборудуются под кофейни и гостиницы. В конце XIX века они превращаются в дачи и утрачивают исторический вид: к ним пристраивают террасы и сараи. После революции 1917 года в отдельных корпусах размещаются коммунальные квартиры и дом культуры, Музей истории Царицына и клуб «Большевик». К началу 1980-х годов большинство зданий превращается в руины. После масштабных реставрационных работ 1986-2014 годов исторический облик царицынского ансамбля восстановлен с максимально возможной достоверностью.
16.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Санкт-Петербург
Аватара пользователя
на-дин
FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты
FlyМодератор<br>Кладезь терпения и доброты
Сообщения: 17923
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
Откуда: Петербург
Благодарил (а): 18090 раз
Поблагодарили: 29156 раз

Москва с азов

Сообщение на-дин »

1.jpg
Через эти ворота мы попадаем на территорию музея, когда идем от метро «Царицино». Наш путь лежит через Царицынскую плотину, разделяющую Нижний и Верхний Царицынский пруды.
Каскад Царицынских прудов формировался на протяжении XVI—XVIII веков. Верхний и Нижний пруды появились в то время, когда имением Чёрная Грязь владели бояре Стрешневы. Нижний носит второе название "Шипиловский", а Верхний - "Английский".
Верхний Царицынский пруд считается самым красивым в каскаде. К нему выходят Малый дворец и Оперный дом. На пруду имеются два искусственных острова, «Птичий» и «Русалочий» с аркой-руиной.
Это Птичий остров, на котором утки гнездятся и отдыхают.
2.jpg
А это мост через Нижний пруд.
3.jpg
Он ведет к С-образному искусственному острову, диаметр которого составляет около ста метров. Существует легенда, что именно на этом острове в 1775 году князь Григорий Потёмкин устроил фейерверк в честь императрицы, сопровождавшийся салютом из трофейных турецких пушек. Остров держится на сваях. С 2007 года на острове функционирует фонтан, названный жителями Москвы самым красивым в столице, но я была в Царицыно в сильно дождливый период в конце апреля, и фонтан еще не функционировал.

Фигурный мост
5.jpg
Одно из немногих сохранившихся ранних сооружений царицынского ансамбля. Никаких существенных перестроек здесь не производилось на протяжении двухсот с лишим лет. Мост сохранился на удивление хорошо: в ходе масштабных реставрационных работ нужно было только восстановить декоративные элементы.
Сейчас через него ко дворцу ведет главная аллея. В XVIII веке это – второй парадный въезд на территорию Царицына, так как основной въезд был с другой стороны парка. Архитектор Василий Баженов придает мосту облик крепости – за счет высоких башен со стрельчатыми проемами. Он сам называет этот мост «Фигурным» — в связи с затейливым декором. Здесь переплетаются характерные для всех царицынских построек красный кирпич и белый камень. А также резные карнизы и ромбовидные накладки, колонки и пирамидки.
Мост расположен на крутом склоне холма и призван скрывать от гостей резиденции дворцовую панораму. Зато стоит пройти под мостом – и глазу открываются сразу все постройки.

А Большой дворец – это уже творение Матвея Казакова.
6.jpg
На месте разобранного здания Казаков возводит грандиозный дворец с высокой центральной галереей — символ величия и мощи русской императрицы. По сравнению с баженовским творением в новом дворце больше готических деталей – таково изначальное желание Екатерины. Остроконечные башни, арки и стрельчатые окна. Вместе с тем Большой дворец — памятник русского классицизма в архитектуре. Об этом говорят его уравновешенные и гармоничные пропорции.
Перед дворцом музеефицированный при реставрации музея Царицино фундамент Большого Кавалерского корпуса, который Казаков был вынужден снести, переделывая работу Баженова. Он предназначался для кавалеров и придворных дам из ближней свиты Екатерины II. Столбиками показана территория, которую он занимал.
11.jpg
А вот прямоугольная постройка, примыкающая к Большому дворцу – это Хлебный дом.
7.jpg
Перед нами самое крупное сооружение баженовского ансамбля — кухня императрицы Екатерины. Официально — «Кухонный корпус», а на жаргоне императорской обслуги — «Хлебный дом». Во время постройки Царицына архитектор Василий Баженов придумывает замаскировать хозяйственный блок под средневековый замок. Так здание будет меньше выбиваться из общего стиля. Баженов строит кухонный корпус в виде исполинского куба с закругленными углами. Фасады Баженов украшает эмблемой в виде каравая и солонки. Над ними – вензель из букв «Х» и «С» («хлеб» и «соль»).
Но достроить Кухонный корпус Баженов не успевает — Екатерина подвергает критике его работу и отстраняет от Царицынского проекта.
В 1849 году архитектор Василий Дрегалов по распоряжению императора Николая I создает проект переделки Хлебного дома под лечебницу для крестьян. Затем она превращается в гостиницу для дачников. А с 1918 года и до конца 1970-х дворец с облупившимися вензелями принимает жильцов коммунальных квартир.
Наконец в 2006 году Хлебный дом открывается после длительной реконструкции. Теперь его залы — часть исторической экспозиции. В них проходят выставки и вернисажи, а во дворе-атриуме проводятся концерты и театральные мероприятия.
27.jpg
Между Большим дворцом и Хлебным домом поставлен памятник двум архитекторам, ни один из которых так и не увидел свое детище законченным. Несмотря на то, что екатерининскую резиденцию архитекторы проектировали и строили разновременно, они изображены на одном памятнике. Архитекторы представлены в одежде и прическах своей эпохи при обсуждения проекта застройки. Василий Баженов изображен со свернутыми (что символично) чертежами в правой руке, Матвей Казаков — со шпагой и шляпой под мышкой. Между архитекторами установлен миниатюрный металлический макет одной из башен дворца.
21.jpg
Самый ранний из всех сохранившихся памятников архитектуры на территории царицынского ансамбля – это Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник»
8.jpg
Он основан в 1722 году и с тех пор дважды перестраивался. Новый храм еще при Матвее Кантемире-младшем строят из кирпича в стиле елизаветинского барокко. Баженов включает храм в новый архитектурный ансамбль.
В конце 1880-х годов Царицыно превращается в престижный дачный поселок. К тому времени храм и колокольня перестроены. Расширяется трапезная. Освящен южный придел. Внутри храм украшают росписями и лепным декором. Пол кладут «асфальтовый с насыпкою мрамора». Колокольня становится четырёхъярусной – на ней теперь шесть колоколов. Самый большой весит 180 пудов.
Однако в 1934 году с колокольни сбрасывают колокола. А в 1938 году храм закрывают. Осенью 1990 года храм передан общине верующих – в нем возобновляются богослужения. От дореволюционного убранства в храме сохраняются росписи конца XIX — начала XX века и барочная лепнина XVIII — XIX веков.

У Матвея Казакова была сложная задача – новый дворец нужно было вписать уже имеющийся ансамбль тех строений Василия Баженова, которые можно было оставить. В том числе это были и три отдельно стоящих павильона, предназначавшиеся для свиты, – в настоящее время их называют Кавалерские корпуса. Все они были разной формы и по-разному отделаны.
Ближе к Хлебному дому на фотографии на заднем плане виден Первый кавалерский корпус, дом для официантов. Он имел Г-образную форму.
9.jpg
Второй кавалерский корпус имеет форму восьмигранника. Судя по размещению комнат, здание проектировалось для размещения придворных чинов разного ранга.
Одноэтажный павильон – как и другие дворцовые постройки – сложен из красного кирпича. Белокаменный декор акцентирует наиболее значимые архитектурные детали – цоколь, карниз, высокие стрельчатые окна.
За советский период все это было превращено в руины и восстанавливалось реставраторами в течение 10 лет.

По стилю и оформлению Третий кавалерский корпус довольно сильно отличается от двух других кавалерских корпусов. Он стоит на живописном холме возле Среднего Царицынского пруда. Это одноэтажное кирпичное здание со стрельчатыми окнами и скругленными внешними углами. Венчает здание изящная башенка-бельведер. Внутри находится круглый зал – причем одна его часть по замыслу Баженова выступает наружу и образует полуротонду.
13.jpg
15.jpg
Большой мост через овраг - одно из главных сооружений царицынского ансамбля. Именно с него – по замыслу архитектора Василия Баженова – должна начинаться дворцовая часть резиденции. Парадный 80-метровый мост считается самым крупным из всех сохранившихся мостов XVIII века и выдающимся шедевром русского мостового строительства.
14.jpg
Массивное сооружение кажется легким из-за арочных пролетов — широких у основания и узких в верхней части. Мост богато и причудливо декорирован. Арки напоминают порталы готических соборов. Краснокирпичная кладка украшена белокаменными геометрическими фигурами.
Баженов строит Большой мост для соединения дворцовой части с «заовражной» (там предполагается построить конюшенный двор). А также – для связи с Каширской дорогой. Работа идет трудно и с перерывами. Еще на стадии рытья котлованов из-под земли начинают бить ключи. Грунт оказывается зыбким. Строителям приходится забить в землю более двух тысяч свай.

С конца XIX века мост становится частью Царицынского шоссе – оно связывает станцию Царицыно с Каширской дорогой. Во время Великой Отечественной войны по мосту проходят танковые колонны. В 1975 году автомобильное движение по территории Царицынской резиденции закрывается. Мост к этому времени пребывает уже в полуразрушенном состоянии.
Сегодня облик Большого моста полностью восстановлен в варианте начала XIX века.

Оперный дом— одно из самых интересных и сложно декорированных сооружений в Царицыне. Построен он по проекту и предназначался непосредственно для Екатерины II. Он рассчитан на небольшие официальные приемы и церемонии, домашние спектакли и придворные увеселения. Об этом свидетельствуют сохранившиеся планы дворца – основную его часть занимает огромный зал со сводчатым потолком и великолепной акустикой.
В оформлении используется традиционный для царицынских сооружений кирпич и белый камень. Обращает на себя внимание характерная черта баженовской архитектуры: двухэтажное здание имеет простой и массивный первый этаж и причудливо украшенный и изящный второй. Из-за этого здание как бы «стремится вверх». Дворец венчает нарядный парапет.
18.jpg
Подняться к Оперному дому можно по такой интересно оформленной лестнице.
17.jpg
А за ним находятся Фигурные, или Виноградные ворота, которые обозначают условную границу между дворцовой и парковой частью усадьбы. «Фигурными» их называет сам Баженов – благодаря затейливым формам и декору. Второе название — «Виноградные» — появляется в середине ХХ века из-за похожего на виноградную гроздь белокаменного декора в проеме арки.
19.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Санкт-Петербург
Аватара пользователя
на-дин
FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты
FlyМодератор<br>Кладезь терпения и доброты
Сообщения: 17923
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
Откуда: Петербург
Благодарил (а): 18090 раз
Поблагодарили: 29156 раз

Москва с азов

Сообщение на-дин »

Мой экскурсионный маршрут предполагал посещение Большого дворца. Надо понимать, что весь музей внутри – это создание 21 века. Сам он создан с использованием всяких новейших мультимедийных технологий – то по экрану Екатерина Вторая идет нам навстречу, то коротенький фильм покажут.
Можно увидеть фрагменты подлинной кладки, макеты дворца, экспонаты 18-19 века – костюмы, предметы быта, книги, картины, посвященные Царицино.
Самое яркое впечатление – Екатерининский зал.
23.jpg
24.jpg
Статуя Екатерины Второй работы А.М.Опекушина 1889 г. — главное украшение зала.
25.jpg
Интересна история ее появления в Царицыно. Эта статуя была создана А.М.Опекушиным для конкурса на памятник императрице от «благодарных армян» города Ростова-на-Дону. Ростовские власти предпочли тогда другой проект, а статуя Опекушина украсила в 1896 году зал заседаний Московской городской Думы. После Октябрьской революции она путешествовала по разным хранилищам и уцелела буквально чудом. В 1930-х годах ценный мрамор статуи хотели использовать для изготовления бюстов Карла Маркса, Ленина и Сталина. Но обошлось. С 1952 года статуя хранилась в Государственной картинной галерее Армении (Ереван). В 2003 году правительство Москвы и Республики Армении договорились о возвращении скульптуры в Москву. В 2006 году было решено установить ее во вновь созданном «Екатерининском зале» Большого дворца.

В противоположном крыле дворца располагается второй торжественный зал, названный Таврическим в честь славных побед России во второй половине XVIII века, среди которых и завоевание полуострова Крым (Тавриды). Фаворит Екатерины II князь Г.А.Потемкин именно после этого сражения получил приставку к своему имени Таврический.
Таврический зал выполнен в красноватой гамме: стены вишневых тонов, люстры и высокие канделябры розового хрусталя, колонны из мрамора с розоватыми прожилками.
Зал украшен портретами выдающихся людей времен Екатерины Великой.
26.jpg
Таврический зал, так же, как и Екатерининский, изначально не был закончен, из-за чего нынешний облик этих двух залов является «додумкой» реставраторов и фактически не несет в себе никакой исторической ценности. Несмотря на это, залы действительно роскошные, и прогуляться по ним, окунуться в атмосферу царстования Екатерины II — одно удовольствие.

Подвожу итог: музей мне скорее понравился, нежели не понравился.
Да, в нем нет шедевров мирового искусства, да он был создан в XXI-м веке. Ну и что!
Альтернатива была довольно простая: либо поддерживать руину в том виде в котором она сохранилась,
либо достроить дворцы, наполнить их экспонатами и позволить посетителям прикоснуться к русской истории.
Можно ли было сделать лучше? Наверное можно. Однако можно было сделать и хуже.
Сам же музейный комплекс понравился однозначно. Я посмотрела далеко не все - еще нужно было бы погулять по парку, но погода для этого была совсем не летная. Возможно, что когда-нибудь, в погожий день...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Санкт-Петербург
Аватара пользователя
на-дин
FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты
FlyМодератор<br>Кладезь терпения и доброты
Сообщения: 17923
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
Откуда: Петербург
Благодарил (а): 18090 раз
Поблагодарили: 29156 раз

Москва с азов

Сообщение на-дин »

Пора писать о Кремле. Я раньше уже три раза там была, но все равно еще много-много того, что не рассмотрела или о чем просто не знала.

Дорога от Троицких до Спасских ворот делить территорию Кремля на две части – большую (южную) и меньшую (северную).
Слева от Троицких ворот, в северном углу Кремля, между Никольской, Угловой и Троицкой башнями протянулось огромное здание Арсенала (Михаил Чоглоков, Христофор Конрад, 1702 – 1736).
1.jpg
Оно было построено по распоряжению Петра Первого на месте сгоревших в 1701 году житных дворов. Арсенал несколько раз перестраивался после пожаров и разрушений (последняя реконструкция: проект Осипа Бове, 1816 - 1828). Здание украшает обильный рельефный декор.
3.jpg
Близ него выставлены около 900 пушечных стволов – трофеи Отечественной войны 1812 года.
2.jpg
С правой стороны у Троицких ворот расположен государственный Кремлевский дворец, за создание которого авторы (группа архитекторов под руководством Михаила Посохина) получили Ленинскую премию.
4.jpg
Само по себе мне это здание очень нравится. Вот стоял бы этот дворец где-нибудь на современной площади. Ну, явление своего времени. Надо быть благодарными архитектрам, за то, что вписанный в древний кремлевский комплект, он не выделяется по высоте из основной массы окружающих строений.
5.jpg
Дворец углублен в землю на высоту пятиэтажного дома, где расположена часть служебных помещений. Ритм облицованных белым мрамором пилонов придает всему сооружению величие и масштабность и вместе с тем объединяет его с более дробной архитектурой соседних древних построек, отражающихся в стеклянных стенах дворца. Он соединен с Большим Кремлевским дворцом переходом с небольшим зимним садом,
6.jpg
а также подвесным застекленным переходом, ведущим в помещения Патриарших палат.
7.jpg
8.jpg
9.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Санкт-Петербург
Аватара пользователя
на-дин
FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты
FlyМодератор<br>Кладезь терпения и доброты
Сообщения: 17923
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
Откуда: Петербург
Благодарил (а): 18090 раз
Поблагодарили: 29156 раз

Москва с азов

Сообщение на-дин »

Патриаршие палаты построены при патриархе Никоне в 1656 году.
10.jpg
В комплекс входят собор Двенадцати апостолов, домовая церковь Апостола Филиппа,
12.jpg
13.jpg
14.jpg
Крестовая палата,
15.jpg
личные покои патриарха и монашеские кельи.
23.jpg
21.jpg
Выстроенные единым блоком, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати Апостолов прекрасно вписались в ансамбль Соборной площади.
19.jpg
Многие элементы декора палат и церкви перекликаются с оформлением стоящих рядом соборов. В 1955 – 1966 годах палаты отреставрировали, восстановили утраченные древние архитектурные формы и росписи, что приблизило памятник к первоначальному облику. Южный фасад стройного храма Двенадцати Апостолов украшен двумя рядами аркатурно-колончатых поясков, делающих его частью единого ансамбля с Успенским собором,
22.jpg
гранеными колонками с резными капителями
16.jpg
и окнами, завершающимися килевидными фронтонами.
18.jpg
К северному фасаду собора примыкает живописная открытая арочная галерея на столбах, украшенная изразцами с характерными для середины 17 века узорами.
11.jpg
Парадные помещения по роскоши убранства могли соперничать с царским Теремным дворцом. На первом этаже располагались хозяйственные службы и патриаршие приказы;
25.jpg
на втором – парадные палаты (Крестовая и Столовая) и домовая церковь, а на третьем – личные покои патриарха. Все этажи были связаны между собой переходами, лестницами и сенями.
48.jpg
Полы в парадных залах и церквях выкладывали из изразцов, стены и потолки украшали настенным письмом, особое место занимали иконы в дорогих окладах. Двери и порталы декорировали и золотили.
26.jpg
27.jpg
Убранство дополняли изразцовые печи и резная мебель.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Санкт-Петербург
Аватара пользователя
на-дин
FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты
FlyМодератор<br>Кладезь терпения и доброты
Сообщения: 17923
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
Откуда: Петербург
Благодарил (а): 18090 раз
Поблагодарили: 29156 раз

Москва с азов

Сообщение на-дин »

Зал Крестовой палаты (14х20 метров) перекрыт единым сводом без промежуточных опор (выдающееся техническое новшество того времени).
28.jpg
У восточной стены был устроен иконостас, возле которого находился большой крест. Пол покрывали цветные изразцы, в проемы окно была вставлена тонкая слюда. В Крестовой палате проходили церковные соборы, избирали и нарекали епископов, принимали иностранных послов, устраивали торжественные приемы и праздничные трапезы от имени патриарха. В обычные дни палата была главной приемной патриарха. В 1763 году здесь установили печь для приготовления церковного масла – мира.
29.jpg
Оно использовалось при крещении, коронации и освящении вновь построенных церквей. Миро для всех храмов готовили раз в три-четыре года. В его состав входило около полусотни трав, кореньев и масел. Во время чина освящения из алевастра – сосуда с прежде освященным миром – добавляли несколько капель мира во вновь сваренное масло. В 19 веке над мраморной печью возвели резную золоченую сень.
30.jpg
Массивная серебряная кадь с литыми украшениями была выполнена по заказу императрицы Екатерины Второй.
31.jpg
Алевастр, украшен перламутром, драгоценными камнями и жемчугом.
46.jpg
Сегодня в Патриарших палатах и соборе открыт Музей прикладного искусства и быта 17 века, в экспозиции которого – богослужебные облачения и утварь, иконы из уничтоженных храмов, часть коллекции Оружейной палаты. Музейная экспозиция расположена на втором этаже Патриарших палат. Подлинные культовые и бытовые предметы, принадлежащие главам Русской церкви 17 века – патриархам Филарету, Иосифу и Никону, а также членам царской семьи, выполнены лучшими кремлевскими мастерами. Произведения западноевропейских и восточных умельцев свидетельствует о разнообразии дипломатических и торговых связей России того времени.
В Крестовой палате находится самая обширная экспозиция музея. Здесь представлены традиционные виды национальной русской посуды, посольские дары, церковная и домашняя одежда патриархов, головные уборы, богослужебная утварь, ювелирные изделия и часы.
40.jpg
41.jpg
42.jpg
43.jpg
44.jpg
45.jpg
47.jpg
Золотое кадило, 1676 год. Вклад царя Федора Алексеевича в суздальскую церковь Рождества Богородицы в память об отце.
32.jpg
Кубок потешный в виде коронованной персоны, 17 век. Кубки использовались для развлечения гостей и выставлялись в шкафчиках-«поставцах».
33.jpg
Кубок серебряный позолоченный. На крышке – гербовый двуглавый орел, Нюрнберг, 16 век. Кубки, привозимые в Россию, использовались в качестве подарков царю или патриарху.
34.jpg
Нефритовая чаша в золотой оправе, украшена драгоценными камнями, 1632 год. Подарок царю Михаилу Федоровичу.
36.jpg
Облачение патриарха Никона, представленное в экспозиции музея.
Клобук – головной убор патриарха из белой итальянской камки (ткани). Он увенчан крестом, расшит шелком и украшен жемчугом и драгоценными камнями. Относится к разряду парадных.
38.jpg
Саккос – богослужебная одежда – выполнен из золотного атласа с крупными клеймами в виде цветка граната, расшитого жемчугом.
37.jpg
Серебряный посох украшен эмалью по скани и имеет навершие в форме якоря. Концы его выполнены в виде загнутых кверху змеевидных голов.
39.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Санкт-Петербург
Аватара пользователя
на-дин
FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты
FlyМодератор<br>Кладезь терпения и доброты
Сообщения: 17923
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
Откуда: Петербург
Благодарил (а): 18090 раз
Поблагодарили: 29156 раз

Москва с азов

Сообщение на-дин »

В Трапезной представлена коллекция лицевого и орнаментального шитья 17 века, предметы которой связаны с церковным интерьером и обиходом.
49.jpg
Подвесная пелена с шитым изображением митрополита Ионы на среднике, 1550-1560 годы.
50.jpg
Учреждение патриаршества произошло в 1589 году в царствование Федора Ивановича. До этого времени Русская церковь возглавлялась митрополитами и до середины 15 века относилась к Константинопольскому патриархату. В 1448 году впервые митрополит Иона был избран главой церкви на Соборе русских епископов без санкции Константинополя. Тем самым русская церковь обрела самостоятельность.
Первым Патриархом Русской церкви стал святитель Иов (1589-1605). Чин поставления в сан Патриарха Московского совершался в Успенском соборе. Преобразование Московской митрополии в патриархат закрепило факт независимости Русской церкви. В 1700 году, после кончины патриарха Адриана, преемник не избирался. Петр Первый назначил Блюстителя Патриаршего престола, а в 1721 году упразднил патриаршество и учредил Духовную коллегию, впоследствии переименованную в Святейший правительствующий Синод. Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского поместного собора в 1917 году.

В двух небольших палатах воссоздан интерьер богатого московского дома 17 века.
51.jpg
В нем заметно перемешались старина и новизна. Внутреннее убранство дома отличалось красочностью отделки помещения и обстановки. Невысокие двери и оконные проемы обивались цветным сукном, на фоне которого ажурные металлические детали дверного или оконного прибора смотрелись особенно живописно.
52.jpg
В окна вставлялись слюдяные оконницы различных рисунков.
В экспозиции гостиной представлены стол, кипарисовый сундук, голландский двухстворчатый шкаф и шкаф-буфет.
Нарядный вид комнатам придавала и печь, выложенная цветными, разнообразными по форме изразцами. Пол выстилался дубовой шашкой или белокаменными плитами и покрывался цветным войлоком.
53.jpg
Обычная обстановка состояла из столов, сундуков, передвижных скамей. Лавки покрывались тонкими тюфяками и яркими подлавочниками из сукна или другого материала. Столы на точеных ножках с выдвижными ящиками делались из дуба, сосны, ореха. Столешницы расписывались растительным узором или покрывались сукном.
Интерьер кабинета 17 века с предметами обстановки и убранства.
54.jpg
В экспозиции кабинета находится шкаф-бюро, сундуки и ларцы для хранения деловых бумаг, глобус и шахматы. Шахматы – предположительно, подарок царю Алексею Михайловичу. В витрине – редкие рукописные и печатные книги 17 века.
На столах в зависимости от времени дня или интересов хозяина могли находиться книги, бумаги, чернильные приборы, шахматы, часы, служившие не только для определения времени, но и для украшения покоев.
59.jpg
Одежду, драгоценности, домашнюю утварь, книги, бумаги хранили в сундуках и ларцах-«теремках».
55.jpg
56.jpg
Наряду с традиционной русской мебелью с середины 17 века в быт московской знати начинают проникать западные образцы мебели: стулья на резных ножках, обитые кожей и бархатом, кресла, шкафы.
57.jpg
Их приводили из Голландии и Германии, но вскоре русские мастера начали сами изготавливать мебель по образцам.
58.jpg
Значительное место в интерьере отводилось иконам. Они занимали передний угол или красный угол, висели над входом в дом, над каждой дверью.
Освещались жилые покои восковыми или сальными свечами, которые вставлялись в разнообразные подсвечники. В качестве переносного источника света использовались слюдяные фонари.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Санкт-Петербург
Аватара пользователя
на-дин
FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты
FlyМодератор<br>Кладезь терпения и доброты
Сообщения: 17923
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
Откуда: Петербург
Благодарил (а): 18090 раз
Поблагодарили: 29156 раз

Москва с азов

Сообщение на-дин »

Домовая церковь русских патриархов освящена в честь Собора Двенадцати Апостолов патриархом Иоакимом в 1681 году. Она представляет собой пятиглавый крестово-купольный храм. Освещают церковь три световых барабана и окна, расположенные в два яруса. Церковь поднята на высокие проездные арки и входит в единый архитектурный комплекс Патриарших палат.
20.jpg
Храм не был полностью расписан в конце 17 века. От настенной росписи этого времени сохранились только изображения архангелов в барабанах.
В домовой церкви собора Двенадцати Апостолов особый интерес представляют резной деревянный иконостас 17 века, выполненный в традиция московского барокко, надпрестольная сень (1641 год) и выставка икон 17 века.
60.jpg
Резной золоченый иконостас последней четверти 17 века перенесен в домовую церковь в 1929 году из соборного храма снесенного Воскресенского монастыря.
61.jpg
68.jpg
Его венчает композиция Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом.
63.jpg
В верхнем ряду – сцены Страстей Христовых, образцом для которых послужили иллюстрации Библии голландского издания 17 века.
64.jpg
В местном ряду иконостаса справа от Царских врат находится образ Спаса на Престоле (1680-е годы).
65.jpg
Слева изображение Богоматери Федоровской – почитаемой иконы царского дома Романовых.
66.jpg
Вторая справа от Царских врат – икона Вознесение Христово 18 века.
67.jpg
Экспозиция икон дает представление об эволюции иконописи в 17 веке. Иконы первой половины столетия выполнены в соответствии с художественными канонами «грозненской» и «строгановской» школ. Более реалистичное направление иконописи второй половины 17 века представлено иконами царских изографов Симона Ушакова, Федора Зубова и Федора Рожнова.
Икона «Андрей Первозванный», 1669 год, Федор Зубов.
69.jpg
Икона «Федор Стратилат», 1676, Симон Ушаков
70.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Санкт-Петербург
Аватара пользователя
на-дин
FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты
FlyМодератор<br>Кладезь терпения и доброты
Сообщения: 17923
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
Откуда: Петербург
Благодарил (а): 18090 раз
Поблагодарили: 29156 раз

Москва с азов

Сообщение на-дин »

С восточной стороны Патриарших палат установлена бронзовая Царь-пушка.
71.jpg
Чудо техники 16 века отлито мастером Андреем Чоховым: веем орудия 40 тонн, калибр 890 мм, длина 5,34 метра. Лафет и ядра декоративные (19 век).
73.jpg
74.jpg
Название пушки иногда связывают с изображением на ее стволе царя Федора Иоанновича, сына Ивана Четвертого.
72.jpg
У восточной стороны Кремля видно здание Сената – выдающееся сооружение 18 века, возведенное при Екатерине Второй для московского отделения высшего законодательного и судебно-административного учреждения страны. В настоящее время в нем находится резиденция президента России.
75.jpg
Для строительства отвели территорию, часть которой занимала усадьба Трубецких (выкуплена у хозяев), а другую часть – подворья Чудова монастыря (по указу Екатерины Второй переданы в казны). Зодчий Матвей Казаков создал проект здания, композиция которого в плане была новшеством: равнобедренный треугольник со срезанными углами.
78.jpg
Одно «бедро» обращено к Красной площади, а его угол с основанием треугольника завершает ротонда под огромным зеленым куполом (сейчас над куполом развевается государственный флаг России и штандарт президента).
77.jpg
Купол перекрывает круглый парадный зал, лучший в архитектуре русского классицизма. Фасады срезанных углов оформляют ризалиты в виде триумфальных арок,
76.jpg
в центре – 4-колонный портик с фронтоном.
79.jpg
80.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Санкт-Петербург
Аватара пользователя
на-дин
FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты
FlyМодератор<br>Кладезь терпения и доброты
Сообщения: 17923
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
Откуда: Петербург
Благодарил (а): 18090 раз
Поблагодарили: 29156 раз

Москва с азов

Сообщение на-дин »

Вдоль Тайницкого сада выстроился ансамбль звонниц,
81.jpg
самая главная из них - восьмигранная колокольня Ивана Великого, трехъярусное сооружение из поставленных друг на друга удлиненных суживающихся восьмериков.
82.jpg
Прообразом Ивановского столпа послужил тип итальянской кампанилы (колокольни).
87.jpg
Внутри колокольни устроены лестницы: 83 ступени на первом ярусе, 149 ступеней – на втором и 97 на третьем. В галереях ярусов помещены колокола.
90.jpg
91.jpg
Нижняя часть столпа сооружена в 1505 – 1508 годах (Бон Фрязин), она включила в себя древнюю церковь Святого Иоанна на Лествичниках (отсюда и название колокольни).
83.jpg
Столп Ивана Великого выполнял в старой Москве одновременно роль церкви-колокольни и главной дозорной сигнальной башни. С него хорошо просматривались окрестности Кремля в радиусе 25-30 км. До революции это было самое высокое сооружение в городе (81 метр). Появилась даже поговорка «Ростом с Ивана Великого», приводимая, когда речь шла о какой-нибудь грандиозной постройке. Критик Белинский образно выразился о Лермонтове: «Это будет поэт с Ивана Великого».
В 1532 – 1539 годах итальянский зодчий Петрок Малый пристроил к колокольне прямоугольную Успенскую звонницу с храмом Вознесения (завершена в 1552 году).
84.jpg
Около 1600 года повелением Бориса Годунова колокольню надстроили и под куполом рельефными буквами метровой величины написали, что «храм совершен и позлащен».
88.jpg
В 1624 году с северной стороны звонницы по указу патриарха Филарета, отца царя Михаила Романова, появилась Филаретовская пристройка – звонница с шатровым черепичным верхом и белокаменными пирамидками (Бажен Огурцов).
85.jpg
В 1812 году солдаты наполеоновской армии взорвали Успенскую звонницу и пристройку. В 1818 – 1819 годах их восстановил архитектор Доминико Жилярди, добавив к пристройке элементы классицизма.
86.jpg
89.jpg
Сейчас на колокольне, звоннице и пристройке находятся 22 колокола, самые крупные из них с собственными именами. В центре звонницы помещен главный колокол кремля и самый большой в России – «Успенский» (65 тонн, Яков Завьялов, пушечный мастер Русинов, 1819). Второй по весу колокол – «Реут» (32,7 тонн, Андрей Чохов, 1622), третий – «Вседневный» (16,6 тонн, Иван Моторин, 1652). В Филаретовской пристройке висит отлитый в 1704 году колокол «Воскресный», или «Семисотенный» (798 пудов, 13 тонн, Иван Моторин, 1704).
81а.jpg
Площадь у колокольни получила название Ивановской.
92.jpg
В 16-17 веках она была деловым центром города, здесь располагались здания различных приказов. Народу на площади обиралось много не только в праздники, но и в будни – написать жалобу или прошение. Приказные дьяки, прежде чем объявить царские указы, поднимались на крыльцо и кричали во весь голос: «Слушай, народ царствующего града!». Отсюда вышла поговорка «Кричать на всю Ивановскую».
93.jpg
У подножия колокольни Ивана Великого, на каменном постаменте покоится самый большой в мире колокол – Царь-колокол, украшенный сложным орнаментом.
94.jpg
Его вес 12000 пудов (свыше 200 тонн), высота более 6 метров, диаметр 6,6 метра. Он был отлит в Кремле в 1733-1735 годах Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Во время пожара 1737 года раскаленный конус, находившийся еще в литейной яме, завалило горящими бревнами.
95.jpg
Огонь стали заливать водой, отчего колокол дал трещины и от него отделился кусок весом 11,5 тонн.
96.jpg
Только в 1836 году Царь-колокол удалось поднять.
97.jpg
Работами руководил Огюст Монферран, накопивший большой опыт по подъему тяжелых объектов в Санкт-Петербурге – 100-тонных колонн при строительстве Исаакиевского сора и колоссальной 704-тонной Александровской колонны.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Санкт-Петербург
Аватара пользователя
на-дин
FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты
FlyМодератор<br>Кладезь терпения и доброты
Сообщения: 17923
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
Откуда: Петербург
Благодарил (а): 18090 раз
Поблагодарили: 29156 раз

Москва с азов

Сообщение на-дин »

Другой стороной комплекс звонниц выходит на главную площадь Кремля – Соборную, где расположены Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата и другие памятники древнерусской архитектуры.
98.jpg
99.jpg
Площадь возникла в начале 14 века.
100.jpg
101.jpg
Позже здесь происходили церемониальные шествия по случаю венчания на царство и коронование.
102.jpg
Центральное место на площади занимает Успенский собор, увенчанный пятью золотыми главами.
103.jpg
Его построили в 1475-1579 годах русские мастера под руководством Аристотеля Фьораванти. Собор стал местом торжественных богослужений, венчания на царство престолонаследников, избрания и представления глав Русской церкви, торжественных молебнов перед военными походами и по случаю побед русских войск, оглашения важных государственных актов, усыпальницей митрополитов и патриархов.
В архитектуре храма отчетливо прослеживаются мотивы владимиро-суздальского зодчества, поскольку образцом для его создания послужил Успенский собор Владимира. Тем ни менее архитектура собора необычна для русского зодчества. В нем органично соединены как традиционные черты, так и мотивы итальянского Возрождения. Облик собора отличается строгой лаконичностью форм и, по словам летописца, выглядит «аки един камень». Собор увенчан пятью массивными главами.
104.jpg
Фасады храма разделяются на равные части лопатками и завершаются полукружиями закомар.
105.jpg
Стены украшены аркатурно-колончатым поясом.
106.jpg
Пять невысоких апсид скрыты массивными пилонами.
107.jpg
108.jpg
Над апсидами в трех люнетах помещены композиции Похвала Богоматери,
109.jpg
Троица Новозаветная
110.jpg
и София Премудрость Божия.
111.jpg
Под киотом-навесом установлен белокаменный поминальный крест на месте захоронения митрополита Ионы в первом Успенском соборе.
112.jpg
Южный, главный вход в собор предназначался для царских процессий.
113.jpg
Входили в собор через медные врата, расписанные золотом в технике золотой наводки.
114.jpg
Над вратами – образ Владимирской Богоматери.
115.jpg
В аркатурно-колончатом фризе размещены шесть фигур святителей.
116.jpg
117.jpg
Обрамляет портал роспись на тему входа в храм.
118.jpg
Над северным порталом в аркатурно-колончатом фризе изображены шесть наиболее почитаемых русских святителей и основателей крупнейших обителей.
119.jpg
Над фризом – композиция Собор апостолов.
120.jpg
Ворота северного фасада служили входом для высшего духовенства.
121.jpg
122.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Санкт-Петербург
Аватара пользователя
на-дин
FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты
FlyМодератор<br>Кладезь терпения и доброты
Сообщения: 17923
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
Откуда: Петербург
Благодарил (а): 18090 раз
Поблагодарили: 29156 раз

Москва с азов

Сообщение на-дин »

В интерьере собора вместо привычных квадратных столпов использованы круглые, которые не затеняют пространство и наряду с равной высотой сводов и отсутствием хор создают впечатление огромного зала.
123.jpg
К моему удивлению, в этом году никто не запрещал фотографировать соборы внутри. Качество фотографий при таком освещении, конечно, - минус двадцать (наверное, потому и разрешают :P ). Хорошо рассмотреть соборы внутри можно на сайте Кремля, там для каждого собора сделана панорама на 360 градусов, и она не зависает: можно крутить, вертеть, приближать, удалять и рассматривать все в свое удовольствие. Хотя и на ней за колоннами тоже не все видно. Так что мои фотографии - больше для обозначения места того или иного элемента интерьера, чем для рассматривания.

Столпы делят пространство храма на 12 равновеликих квадратов. Храм перекрыт крестовыми сводами.
124.jpg
Восточная часть собора первоначально была отделена невысокой каменной алтарной преградой. В 17 веке при патриархе Никоне она была скрыта высоким пятиярусным иконостасом.
Иконы соборного иконостаса (17 век) представляют огромную художественную и историческую ценность. Главными мастерами по храмовой росписи были жалованные иконописцы Иван и Борис Паисеины, Бажен Савин, Сидор Поспеев.
125.jpg
Иконостас собора был создан в 1653 году по заказу патриарха Никона. В пяти ярусах иконостаса размещено 69 икон. Ведущий в иконостасе ряд – деисусный. В нем согласно традиции, введенной Никоном, изображены все 12 апостолов.
126.jpg
Слева от Христа Богоматерь,
127.jpg
за ней должна быть икона архангела Михаила, но она, видимо, на реставрации, за ней апостол Петр.
128.jpg
Справа от Христа Иоанн Предтеча, за ним архангел Гавриил, за ним апостол Павел.
129.jpg
В местном ряду – иконы, приведенные из удельных княжеств, и наиболее почитаемые образы.
130.jpg
Справа от Царских врат находится икона Спас Золотая Риза.
131.jpg
Храмовый образ Успение написан к освящению храма в 1479 году. Это иконографический тип «облачного Успения», где апостолы изображены чудесным образом переносимыми на облаках к одру Пресвятой Богоматери.
132.jpg
Слева от Царских врат – киот для древней чудотворной иконы Богоматерь Владимирская, в которой она хранилась до 1918 года. В настоящее время – список 1514 года с праздниками и святыми на полях.
133.jpg
У северной стены собора в местном ряду иконостаса находится икона Троица. Она была написана в середине 14 века для первого Успенского собора. В 1701 году ее поновил иконописец царской Оружейной палаты Тихон Филатьев.
134.jpg
Южный пристенный иконостас:
Образ Богоматери Умиление – одна из древнейших икон собора – была привезена в Москву из Новгорода в конце 15 века. Необычно цветовое решение иконы – Мария изображена в голубом мафории (одежде), поверх которого наброшен пурпурный с золотым орнаментом убрус (платок).
135.jpg
На иконе Апостолы Петр и Павел, написанной неизвестным греческим художником, Петр изображен со свитком и ключами от рая, Павел – с Евангелием.
136.jpg
В витрине-киоте у северных дверей собора огромная двусторонняя икона: Богоматерь Одигитрия на одной стороне,
137.jpg
а на другой – древнейшая икона собора Святой Георгий, которая датируется концом 9 века. Предположительно ее также привезли из Новгорода. Георгий – покровитель русских князей и царей – представлен как идеальный воин и защитник Отечества.
138.jpg
Собор был украшен фресками по указу царя Михаила Федоровича артелью из 150 иконописцев. Всего было написано около 250 сюжетных композиций и свыше 2000 отдельных фигур. На сводах храма помещены сюжеты из цикла двунадесятых праздников.
139.jpg
Верхний ярус росписи стен занимают сцены земной жизни Иисуса Христа. На втором и третьем ярусах – сцены земной жизни Богоматери и иллюстрации Акафиста Богоматери.
140.jpg
В нижнем ряду росписи южной и северной стены - изображения семи вселенских соборов.
141.jpg
Вселенские соборы – собрание высших иерархов Церкви происходили в 4 – 7 веках. Эти композиции в интерьере собора связаны с идеей преемственности Московского государства с Византией.
142.jpg
На западной стене по традиции помещена огромная композиция сцены Страшного суда (1642 – 1643 годы).
143.jpg
Сверху изображен Христос во славе, ниже – престол, уготованных с орудиями Страстей господних.
144.jpg
К престолу припадают Адам и Ева,
145.jpg
к ногам Адама тянется Змей с кольцами «мытарств», обозначающих грехи человеческие.
146.jpg
По сторонам престола сидят апостолы.
147.jpg
148.jpg
В нижнем ярусе слева изображены праведники,
149.jpg
151.jpg
справа - грешники.
150.jpg
152.jpg
На алтарной преграде написаны образы преподобных, роспись конца 15 – начала 16 века. Слева от входа в жертвенник на фресках изображены Парфений Лампсакийский, Иоанн Лествичник и Иоанн Кущник.
153.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Санкт-Петербург
Аватара пользователя
на-дин
FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты
FlyМодератор<br>Кладезь терпения и доброты
Сообщения: 17923
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
Откуда: Петербург
Благодарил (а): 18090 раз
Поблагодарили: 29156 раз

Москва с азов

Сообщение на-дин »

С большим искусством сделан трон Ивана Грозного и великолепный бронзовый шатер над троном (мастер Сверчков).
154.jpg
Царское молельное мест, или Мономахов трон, было устроено для первого русского царя Ивана Грозного в 1551 году. Украшающие его рельефы иллюстрируют текст «Сказаний о князьях Владимирских» о получении Владимиром Мономахом царских регалий византийского императора.
Шатровая сень напоминает по форме шапку Мономаха.
155.jpg
Трон стоит на четырех опорах в виде зверей, которые символизируют четыре земных царства.
156.jpg
157.jpg
Царицино молельное место было перенесено в Успенский собор из домовой церкви Рождества Богородицы на Сенях для первой жены царя Алексея Михайловича – Марии Милославской.
158.jpg
Шатер над молельным местом венчают киоты с иконами, на которых представлены три сцены Рождества Христова, Богородицы и Иоанна Предтечи как напоминание о молитвах цариц о рождении наследников.
159.jpg
160.jpg
161.jpg
Патриаршее молельное место – древнее шатровое каменное сооружение, поставленное одновременно с постройкой собора в 1479 году.
162.jpg
Митрополиты и патриархи молились здесь, когда сами не совершали богослужение. Около патриаршего места стоял посох основателя собора митрополита Петра. Его вручали всем архипастырям, поставляемым на митрополичью, а затем патриаршую кафедру.
163.jpg
Некрополь собора.
С 1326 года, когда в недостроенном храме был погребен митрополит Петр, собор стал служить усыпальницей русских митрополитов, а с конца 16 века под 1700 год – русских патриархов. Всего в соборе 19 захоронений. Надгробные памятники русским иерархам располагаются вдоль стен по периметру храма. В 17 веке над гробницами установили надгробия, указывающие места захоронения. Расположение гробниц (слева направо) соответствует хронологическому порядку правления погребенных здесь святителей.
Святитель Петр почитается как покровитель Москвы и всей земли Русской. Митрополит Киевский по приглашению великого князя Ивана Калиты в 1325 году перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву.
Рака с мощами святителя Петра. Митрополит Петр еще при жизни устроил себе место для упокоения в алтаре собора. поэтому обычному посетителю увидеть ее не удастся. В 1339 году Петр был причислен к лику святых. Раки, в которой первоначально находились мощи святого, были неоднократно разорены и разграблены. Ныне существующую серебряную раку с бронзовым посеребренным балдахином изготовили в 1819 году.
Святитель Иона – первый митрополит, утвержденный в 1448 году Собором русских епископов без согласия Константинополя. Отстаивал независимость Русской церкви. Поднял авторитет митрополичьей власти. Канонизирован.
Рака с мощами митрополита Ионы была изготовлена в 1585 году по заказу сына Ивана Грозного, царя Федора Ивановича. Сень над ракой отлили в 1803 году. Эта единственная рака в соборе, которая не пострадала в 1812 году.
164.jpg
Святитель Геронтий – митрополит Московский и всея Руси с 1471 года. При участии святителя восстанавливается митрополичий двор в Кремле, строятся Успенский собор и церковь Ризоположения. Канонизирован. Гробница находится у северной стены, вторая к востоку от раки митрополита Ионы.
165.jpg
166.jpg
Святитель Филипп, митрополит Московский (1566 – 1568). Был поставлен на митрополичью кафедру по воле царя Иоанна Грозного в 1566 году. Вскоре он выступил против опричного террора, за что был низвергнут из сана и убит. Серебряная рака с мощами митрополита Филиппа Второго под бронзовой посеребренной сенью изготовлена в 1806 году. В 1652 году святые мощи Филиппа патриарх Никон торжественно перенес из Соловецкого монастыря в Успенский собор.
167.jpg
Шатер для хранения священных реликвий выполнен русским мастером Дмитрием Сверчковым в 1624 году.
168.jpg
Шатер представлял образ кувиклии (часовни) над Гробом Господним в Иерусалиме. Здесь хранились частицы Ризы Христовой, Гвоздь Господень и частица Ризы Богородицы.
169.jpg
В 1913 году в шатер была поставлена рака с мощами святого патриарха Гермогена. Патриарх Гермоген (1606-1612) способствовал преодолению Смутв а России. За непримиримое отношение к польским интервентам был заключен в монастырь, где умер от голода.
170.jpg
Венчание на царство, а позже коронация – главнейший обряд Российского государства – совершался в соборе с конца 15 до конца 19 века. Венчал царя митрополит, а позднее патриарх. Впервые обряд венчания на великокняжеский престол был совершен в соборе в 1498 году, когда Иван Третий возложил древние регалии на своего внука Дмитрия. Последнего императора Николая второго короновали в соборе в 1896 году.
В соборе проводили парадные церемонии и обряды, имевшие государственное значение. Здесь совершались обряды бракосочетания государей: Василий Третий обвенчался с Еленой Глинской, Иван Грозный – с Анастасией Романовой. Царь Алексей Михайлович крестил в соборе своих детей. Здесь же объявляли наследника престола, когда ему исполнялось 10 лет. В 1744 году Екатерина Вторая приняла в соборе православие и обручилась с будущим государем Петром Третьим. В 1812 году император Александр Первый, приложившись к мощам святителей, дал обет отразить Наполеона.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Санкт-Петербург
Аватара пользователя
на-дин
FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты
FlyМодератор<br>Кладезь терпения и доброты
Сообщения: 17923
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
Откуда: Петербург
Благодарил (а): 18090 раз
Поблагодарили: 29156 раз

Москва с азов

Сообщение на-дин »

С западной стороны Успенского собора расположена небольшая одноглавая церковь Ризоположения, построенная в конце 15 века псковскими мастерами в память избавления Москвы от нашествия в июле 1451 года татарских полчищ Мазовши.
171.jpg
172.jpg
В 1644 году царские изографы Сидор Осипов и Иван Борисов покрыли интерьер храма, включая стены, своды и столбы, многоцветной росписью – по стилю она близка к стилю Успенского собора. Иконостас выполнен в 1627 году в манере древнерусской живописи. Прежде церковь Ризоположения примыкала к Патриаршему двору и была домовой церковью, через ее сени митрополиты и патриархи выходили к Успенскому собору.
173.jpg
В архитектурном декоре церкви прослеживаются традиции раннемосковского и псковского зодчества. Стены разделены вертикальными лопатками на прясла и завершаются килевидными закомарами. Центральное прясло и венчающая его закомара – значительно шире и выше боковых.
174.jpg
Изящный барабан увенчан шлемовидным золотым куполом, под которым расположен тройной орнаментальный фриз из кирпича.
175.jpg
Стены и апсиды украшены декоративным поясом из терракотовых балясин.
176.jpg
177.jpg
На центральных закомарах северного, западного и южного фасадов устроены неглубокие ниши-киоты.
178.jpg
179.jpg
182.jpg
В нише северного фасада находится фреска с изображением храмового праздника Положение Ризы Пресвятой Богородицы.
180.jpg
181.jpg
Образ Печерской Богоматери появился в нише на западном фасаде церкви, предположительно, в 17 веке. Для подхода к иконе было устроено высокое крыльцо с лестницей, а позднее пристроена каменная часовня. Часовню разобрали в 20 веке, при этом был утрачен почитаемый образ.
183.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Санкт-Петербург
Ответить

Вернуться в «Путешествуем. Страны, города...»