Развитие синестезии (мультисенсорного восприятия)
Дорогие Друзья!
Читая статью Натальи Сойновой о синестезии, вы, очевидно, обратили внимание на очень обнадеживающие факты: каждый ребенок рождается синестетиком и продолжает им оставаться минимум год; в условиях химического воздействия на нашу нервную систему синестетические эффекты проявляются практически у каждого. В научных кругах существует устойчивое мнение (я бы назвала его ограничивающим убеждением), что синестезия - явление скорее уникальное и присущее в разной степени только гениальным Творцам или генетически предрасположенным "обычным людям". Очень может быть, что это убеждение опирается не на научные исследования, а на их отсутствие. Опыт доказывает, что способности к визуализации, к мультисенсорному восприятию, к продуцированию творческих состояний сознания развиваются при их целенаправленной практике (те же одаренные ученые могут служить примером людей, спонтанно развивших определенные качества в условиях постоянного подкрепления). "Мостики" нейронных связей формируются при осознанной и постоянной активизации определенных зон коры головного мозга. Слово "практика" я употребляю в значении, близком скорее к восточной традиции, когда практика подразумевает целостную, последовательную, дисциплинированную систему действий и их осмыслений, "собирание, взращивание и трансформацию". Это отнюдь не линейные система отношений практикующего и его опыта: происходят квантовые скачки в восприятии, "петли" возврата к исходным смысловым формам, переосмысление целей практики на личностном уровне - и коррекция собственных представлений как об изучаемом мире, так и о своем "Я", их взаимосвязи.
Из опыта ведения тренингов по динамическому обучению и тренинга "Магия Творчества" я могу с полной ответственностью сделать вывод, что при условии сохранения целостности восприятия (немного подробнее об этом скажу ниже) практически каждый условно-здоровый человек может развить в себе соответствующие возможности. Это обусловлено нашей психофизиологией, и если какое-то состояние сознания, включая его интуитивные зоны, присутствовало в нашем опыте, хотя бы в младенческом возрасте или в экстремальной ситуации, его можно сознательно развить и научиться продуцировать. Говоря о целостности, я имею в виду постоянное обращение к восприятию более высокой системы собственного процесса сознания.
В настоящее время принято ругать бедное левое полушарие нашего головного мозга, нашу могущественную дигитальную (логическую) часть. Но именно она позволяет кодировать информацию с помощью все более емких символов, изобретает языки описания и передачи информации об окружающей реальности и этим выводит многие наши способности "из сумрачного мира случайности" (Р.Дилтс).
Синестетические переживания свойственны каждому человеку, но они далеко не всегда осознаются и соответственно не контролируются. Есть образы событий, пугающие нас своей мрачностью и жесткостью ("Я не могу об этом думать, это как железом по стеклу"), именно эти чувства делают их негативными. Есть светлые, легкие, веселые или нежные чувства, связанные с дорогим и радостным событием. Оно, как правило, окрашено в "просторные", "летящие", "светлые", "теплые" краски и может ассоциироваться со звуками музыки, колокольчиков, легкого звона, с теплом летнего дня или, наоборот, свежего морозца, с запахом ветра, леса или моря и т.д. Синестезия - строго интимное, личное переживание внутренней стихии сознания во всей ее целостности логического и интуитивного. Мы живем всем существом, воспринимаем жизнь всеми клеточками своего мозга и нервной системы, всем телом и всей душой, не всегда это замечая, а тем более анализируя.
Почему мы так редко пользуемся синестезией? Она слишком важна, она именно тот маркер, который позволяет выделить значимую для нас информацию из обыденного потока знакомых и привычных символов, ассоциаций, особенно в творческих актах. Синестетические ощущения, как правило, сопровождаются и соответствующим эмоциональным фоном. В упражнениях на развитие мультисенсорного восприятия очень важно изначально наладить телесный и душевный контакт с самим собой, со своей эмоциональной и умственной сферой. Перед началом каждого упражнения расслабьтесь, обращая внимание на свою позу, на ощущения легкости и покоя в области лба, висков, глаз, скул и нижней челюсти, где чаще всего кроются зажимы. Затем вы можете обратить внимание на расслабленность затылка и основания шеи, мягко распространяя расслабление на позвоночник, грудь, руки, живот и ноги... Эта процедура не должна занимать много времени, достаточно несколько минут или секунд. Ваш организм и нервная система очень быстро смогут отреагировать на четко сформулированное желание расслабиться, и по мере практики этот опыт будет все более точным. Сделайте несколько достаточно глубоких, но без усилий, вдохов-выдохов, приводящих к еще большему расслаблению тела и ума, - и подумайте о той задаче, ради которой вы начали практиковать свое объемное, многомерное восприятие мира, подумайте о чудесном инструменте, который у вас есть, но вы запамятовали, куда его положили, - очень красивый, настоящий, очень нужный инструмент ... Вы можете поступить самым рациональным образом: припоминая, где находится необходимый нам объект, мы возвращаемся в ситуацию, когда он еще был с нами, вспоминаем свои действия, окружающую обстановку, свои мысли, чувства. Часто мы кладем вещи в непривычное для них место, "чтобы не забыть", и именно поэтому их приходится искать... Давайте вернемся в самое раннее детство или в тот момент нашей жизни, когда звуки или чувства благоухали и переливались всеми красками, когда слова, вместо черненьких плоских буковок на не всегда белой бумаге, воспринимались нами как живая реальность - со своими цветами, объемом и мелодией...
Когда вы учились читать - какие буквы вам нравились больше всего, меньше всего? Какого они были цвета для вас, с чем ассоциировались? Мне, например, нравилась маленькая буква "е" - она казалась мне такой нежной, светло-радостно-зелененой, как молодые побеги на ветвях ели, и звучала она, как песня пичуги в весеннем лесу... Наверное, потому что с буквы "е" начиналось слово "ель", и само это слово такое нежное (кстати, может быть, оно у кого-то колючее и темное)? Но я помню, что еще не умела читать и не знала, что слова читают по буквам, а "е" уже было таким - и только поэтому мне захотелось прочесть слово "ель" :-). Или буква "А" - какая она у вас? Какое ощущение цвета (а еще лучше света) у вас вызывает мягкий, нежный, пропеваемый вашей любимой певицей или любимым человеком звук "Ааааааааа"? Если он звучит все выше и выше, растворяясь в каких-то небесных сферах? И наоборот - все ниже и ниже опускается и теряется в недрах земли? Как изменяются ваши ощущения цвета, пространства, если вы сами пропоете этот звук несколько раз вверх и вниз - а если сперва вниз, а потом вверх? Есть ли разница в вашем эмоциональном состоянии? Очень точно, пристально понаблюдайте за его сменой - и одновременно за сменой цветового ощущения. Что происходит с общей тональностью - краски становятся ярче или наоборот тухнут, как изменяется цветовая гамма, ее насыщенность, яркость, контрастность? Не старайтесь очень точно "градуировать" цвет, важно общее плавное ощущение смены оттенков, приблизительно как в программах Photoshop при работе со спектром, а не с основными вебцветами :-). Что происходит с пространством - в каком случае оно сужается, а в каком расширяется, распахивается? Можно добавить предположение о сопутствующем запахе, который тоже изменяет свою интенсивность. Не волнуйтесь, если вы его "реально не ощущаете", ведь и цвет присутствует именно в пространствах нашего воображения. Синестетик - не тот человек, который отдергивает руку от листа бумаги с "горящей" буквой А, или "колючей" буквой Щ :-).
Это элементарное упражнение позволит вам почувствовать тонкие механизмы настройки своих мультисенсорных каналов и их реальное существование. Как и любое подготовительное упражнение, оно предваряет основную работу. Стоит сразу же перейти к масштабированию своего навыка. Очень быстро, не задумываясь, ответьте на вопросы: Какая цветовая гамма у музыки Моцарта? Бетховена? Вашего любимого стимулирующего музыкального произведения? У той музыки, которую вам приятно слушать, если грустно на сердце? Какого цвета ваша грусть? А ваш восторг? Какое пространство они занимают, как выглядят? Какое ощущение цвета, объема и звука у вас вызывает ваше любимое стихотворение, любимая книга, последняя прочитанная в газете статья? Человек, с которым вам приятно общаться?
Читателям, знакомым с практиками НЛП или Холодинамики, будет проще сделать объединяющий шаг и пережить все характеристики описываемых субмодальностей не последовательно, а одновременно. Попробуйте нарисовать любое свое чувство, совершенно не стараясь логически обосновать целесообразность использования того или иного цвета, палитры, формы - просто и легко, как сама пойдет рука и к какому цвету она потянется... Если у вас есть пластилин, цветная глина или еще какие-то материалы для лепки, вылепите ваше чувство (книгу, песню, мелодию, понятие, цель), максимально расслабившись и отпустив свои руки, глаза и эстетическое восприятие. Процесс должен быть спонтанным - руки сами возьмут нужное количество материала нужного цвета, легко и естественно придадут ту форму, которая вам понравится, и каждая ее линия будет продолжением движения вашего чувства через движение ваших рук и его ритм. Вы сможете ощутить внутреннюю музыку, передающуюся глине и организующуюся в единственно возможную композицию. Попробуйте добавить в движение ваших рук и мыслей чувство Любви - к материалу, к Земле, его создавшей, к своим рукам, к внутренней мелодии, к мыслям и ко всей вашей великолепной вселенной Со-Знания... Искушенному в подобных практиках человеку бывает очень полезно наладить более тесный контакт своих синестетических образов с архетипическими стихиями огня, воздуха, воды, земли. "Небесные" и "земные" чувства отличаются не только по мета-ощущениям, но и по цвету, звуку, запаху, вкусу... Горечь утрат, тяготы беспросветных депрессий легко трансформируются с помощью очищающих танцев огня, ласковых потоков прозрачной воды или чуть теплого весеннего ветра с запахом пробуждающейся земли... Какая музыка у вас ассоциируется с огнем или водой? Какая книга оставила у вас ощущение чистого родника, стремительного бурлящего потока или величавого океана и какие тут присутствуют мелодии? Какое событие в вашей жизни вы можете сравнить с легким восходящим потоком нагретого солнцем воздуха, поднимающим в голубоватые необъятные просторы ваше сознание? Ваше сияющее "Я", вобравшее в себя силы и красоту всех стихий, - как звучит оно? Ученые недавно открыли "музыку ДНК", оказывается, каждый из нас имеет собственную мелодию, как и свой спектр "ауры", свою основную частоту вибрации, и, видимо, каждый из нас вносит во Вселенную свою неповторимую голограмму чувств...
И последнее на сегодня: Радость, которая звучит в нашем сердце и пробуждает плавный ритм мыслей, сопровождает озарения сознания и награждает в каждом творческом акте - лучший индикатор нашей гармонии с самим собой. Если вы получили удовольствие от выполнения этого упражнения, ощутили пластику психических процессов - значит, вы его выполнили верно :-).
Елена Шугалей
Наталья СОЙНОВА
По материалам газеты "kоMоk"
47-летняя Кэрол Крэйн заявляет, что ее восприятие музыки полнее, чем восприятие обычных людей, ведь она не только слышит, но и ощущает звуки: "Когда звучит гитара, кто-то словно бы дует на мои лодыжки, а фортепиано давит мне на сердце". На буквы и цифры Крэйн реагирует не менее странно: когда она смотрит на букву A, в ее сознании вспыхивает серо-синий цвет, буква B окрашивается в цвет морской волны, а цифра 4 -- в кроваво-красный. В детстве Кэрол считала, что видеть цвета букв и ощущать звуки музыки естественно. Однако все, с кем она делилась своими впечатлениями, лишь крутили пальцем у виска. Крэйн совсем уж было сникла, решив, что она какая-то ненормальная. Но в позапрошлом году ей довелось познакомиться с доктором Питером Гроссенбахером. Доктор сказал, что ищет для своих исследований людей, обладающих синестезией. "Кто такие люди с синестезией?" -- спросила Крэйн. "Это те, кто думает, что пятерки -- желтые," -- ответил доктор. "Нет, пятерки -- зеленые!" -- воскликнула Кэрол и... стала работать с Гроссенбахером.
Кубики Набокова
Слово "синестезия" происходит от греческого synaisthesis и означает смешанное ощущение (в противовес "анестезии" -- отсутствию ощущений). Синестезия -- это явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств, иными словами, сигналы, исходящие от различных органов чувств, смешиваются, синтезируются. Человек не только слышит звуки, но и видит их, не только осязает предмет, но и чувствует его вкус. Вот, к примеру, как описывает свои ощущения синестетик (человек, обладающий синестезией) Соломон Шерешевский: "Я подхожу к продавщице мороженого и спрашиваю, какие сорта у нее есть. "Всего полно!" -- отвечает она таким тоном, что целая куча угольков и золы вылетает из ее рта. Голоса людей -- это букеты цветов, клубы дыма или туман. Я настолько увлекаюсь разглядыванием голосов, что порой не могу понять, о чем со мной говорят".
Феномен синестезии известен науке на протяжении уже трех столетий. Пик интереса к ней пришелся на рубеж ХIХ и ХХ веков. Тогда смешением чувств заинтересовались не только медики, но и люди искусства. Например, были популярны концерты "музыка + свет", в которых использовался специальный орган, чьи клавиши извлекали не только звуки, но и цвета.
Среди синестетиков много известных личностей. Например, французский поэт Артюр Рембо связывал гласные звуки с определенными цветами. Композитор Александр Скрябин видел цвет музыкальных нот. Художник-абстракционист Василий Кандинский, напротив, слышал звучание красок и даже использовал для описания своих картин музыкальные термины: "композиция", "импровизация". А вот что писал в автобиографии Владимир Набоков: "Это случилось, когда мне было семь лет -- я взял кучу кубиков с буквами... и случайно обмолвился своей матери, что их цвета "неправильные". Благо мать Набокова сама обладала синестезией и поняла, что мальчик имеет в виду несоответствие реальной окраски букв и их "внутреннего" цвета, возникающего в его сознании.
Однако, несмотря на множество знаменитых синестетиков, нельзя утверждать, что они более склонны к творчеству, нежели "раздельночувствующие". В целом люди с синестезией обладают тем же уровнем интеллекта и художественных способностей. Хотя тесты на IQ выявили и некоторые различия, оказалось, что синестетики не сильны в математике и хуже обычных людей ориентируются в пространстве. Зато у обладающих синестезией великолепная память. Причем они запоминают в первую очередь свое синестетическое впечатление, а не то, чем оно было вызвано. Например, типичный синестетик вполне может сказать: "Я не помню, как зовут эту девушку, помню только, что ее имя фиолетовое". Также эти люди отлично запоминают расположение предметов: посуды на столе, книг на полках и т.д. Возможно, отсюда "растут ноги" у почти маниакальной страсти синестетиков к порядку и симметрии -- ни один из них не начнет работу, пока не разложит все бумаги в аккуратные стопочки, не поставит карандашницу на строго определенное место и не водрузит клавиатуру компьютера точно по центру стола. Еще одна отличительная особенность обладающих синестезией -- их более развитые, чем у обычных людей, паранормальные способности, такие, как дар ясновидения, телепатия и проч. Одна женщина-синестетик утверждала даже, что общалась с пришельцами из иных миров. Якобы она была похищена инопланетянами и имела с ними сексуальный контакт, после чего земные мужчины перестали ее удовлетворять. Синестетики вовсе не "чокнутые" -- у них не выявлено большей предрасположенности к умопомешательству и ментальным болезням, чем у прочих людей.
Наконец, синестетиков не так уж мало, как может показаться на непросвещенный взгляд. Примерно 1 из 25 000 человек обладает синестезией. При этом женщин-синестетиков больше, чем мужчин -- в США в три раза, а в Англии аж в восемь раз! Кроме того, обладающие синестезией в большинстве своем не правши -- они левши или люди, одинаково хорошо владеющие как правой, так и левой руками.
Распечатанная тайна
Наука долго не могла ответить, почему возникает смешение чувств. Но в последнее время исследователи, вооружившись новейшими разработками в области нейрологии, принялись достаточно уверенно "распечатывать" эту тайну за семью печатями.
Питер Гроссенбахер говорит: "В мозгу человека есть пути, по которым передаются нейрологические импульсы от глаз, ушей, рта, носа... Эти пути от разных органов чувств пересекаются. Но если у обычных людей "зоны-перекрестки" пассивны, то у синестетиков они задействованы в распределении нервных импульсов. В самом деле, не может же звук музыкального инструмента сам по себе приводить к возникновению цвета! Мне думается, дело тут вот в чем: сигналы, идущие по слуховому пути, достигают "перекрестка", а тот посылает импульс к глазам. Так возникает бисенсорное восприятие". Сканирование мозга синестетиков подтверждает слова ученого. К примеру, у людей, различающих оттенки букв, при взгляде на печатный текст активизируется не только участок мозга, отвечающий за понимание речи, но и зоны, ответственные за распознавание цвета. Таким образом, нейрологический импульс действительно перераспределяется от одного участка мозга к другому.
Но почему это происходит? Есть несколько версий. Самая сенсационная -- мы все без исключения (!) рождаемся синестетиками. В мозгу младенцев импульсы от всех органов чувств перемешаны, но в возрасте примерно полугода происходит их разделение: звуки -- "направо", зрительная информация -- "налево". Ученые назвали этот процесс отмиранием нейронов, создающих синаптические мостики. У синестетиков же синаптические мостики остаются неповрежденными, а значит, они всю жизнь пребывают в счастливом младенчестве, когда чувства нераздельны. К слову, наркоманы признаются, что под влиянием галлюциногенов их чувства необычайно обостряются, они начинают видеть музыку или слышать вещи (одна наркоманка говорит, что когда она, будучи "под кайфом", играет на фортепиано, из клавиш брызжут разноцветные фонтанчики). Вполне возможно, что наркотики активизируют забытые, но существующие где-то в подкорке впечатления первых месяцев жизни, и к людям возвращается способность синтезировать чувства.
И все же пока синестезия -- это скорее вопросы, нежели ответы. Вот одна из загадок. Впечатления разных синестетиков не совпадают. Например, каждый из тех, кто воспринимает буквы разноцветными, подбирает свою палитру: для одного буква С малиновая, для другого оранжевая, для третьего синяя, лишь буква О для большинства людей с синестезией одинаковая -- белая (56% синестетиков, видящих цвета букв, ассоциируют О с этим цветом). Чем вызваны эти различия, никто не знает.
Не до конца ясно и то, как именно проявляются синестетические ощущения. Видит ли человек разноцветные буквы и цифры в реальности или же различные оттенки появляются исключительно в его воображении? Разные синестетики по-разному отвечают на этот вопрос. Кэрол Стин, способная видеть цвета болевых ощущений, вспоминает, что когда она порвала связку на ноге, "весь мир в действительности(!) стал оранжевым". А вот Кэрол Крэйн, с чьей истории мы начали наш рассказ, утверждает, что видит зеленые пятерки и голубые буквы Н "в своей голове".
Кое-что о смешении чувств можно сказать более определенно. Так доподлинно известно, что синестезия передается по наследству, причем в семье может быть как по одному синестетику в каждом поколении, так и сразу несколько людей с синестезией в одном поколении. Взять хотя бы того же Набокова: синестетиками были его мать, он сам, его жена, синестезией обладает и его сын Дмитрий. Не вызывает сомнения долговременность синестетических ощущений, они остаются стабильными на протяжении всей жизни, и если слово "молоток" еще в детстве представлялось какому-нибудь синестетику красным с белыми прожилками, то он в старости будет воспринимать его точно так же. Доктор Ричард Сайтович описал крайне редкий случай "аудиомоторной" синестезии. Его пациент, 12-летний мальчик, принимал различные позы, когда ему читали произвольно составленный список слов. Мальчик объяснял свое странное восприятие речи тем, что каждое слово заключает в себе определенное движение, которое он и показывает. Самое удивительное, что, когда десять лет спустя Сайтович решил провести повторный тест, нашел своего пациента и без предупреждения принялся читать ему тот же самый список, молодой человек вновь принялся принимать абсолютно те же позы -- время ничуть не изменило его синестетическое восприятие слов.
Синестезия находится за пределами любого волевого контроля, ее нельзя вызвать "нарочно", точно так же, как нельзя "подавить", хотя усиление или отвлечение внимание может сделать ее более или менее яркой.
Одинокие уникумы
По сравнению с "раздельночувствующими" людьми все обладающие синестезией необычны. Но внутри "мира синестетиков" есть своя градация или, если угодно, иерархия. Деление производится в зависимости от типа синестезии, которым обладает тот или иной человек. Больше всего существует синестетиков, видящих цвета букв и цифр. Немало и тех, кто обладает "цветным слухом", для таких людей звуки окрашиваются в различные цвета. Вообще зрение и слух гораздо чаще становятся элементами бисенсорного восприятия, чем другие чувства. А вот обоняние практически никогда не возбуждает синестетическую реакцию и не является синестетическим впечатлением. Вкусовые ощущения также редко оказываются причиной синестезии, однако у американца Майкла Уотсона именно вкус вызывает тактильные впечатления (вкус мяты он описывает как прикосновение к "прохладным стеклянным колоннам"). Самый же редчайший тип синестезии -- это "видеть" образы и чувствовать прикосновения во время наблюдения за предметом.
Подсчитать, сколько всего существует типов синестезии, сложно. Обычные арифметические действия здесь не подходят. На первый взгляд, пять чувств -- зрение, слух, обоняние, осязание и вкус -- имеют десять возможных синестетических соединений. Однако синестезия обычно единонаправлена, к примеру, у определенного синестетика зрительный образ может вызывать чувство прикосновения, но прикосновение никогда не спровоцирует зрительные впечатления. Это "одностороннее движение" увеличивает число возможных синестетических соединений до двадцати и даже тридцати, если счесть шестым чувством движение. Но и это число не точно, поскольку каждый синестетик, как правило, обладает больше чем одним типом смешения чувств. Число синестетических реакций практически неограничено!
Столь сложные расчеты, однако, не смутили исследователя Шина Дэя, который на основании 175 случаев смешения чувств попытался составить классификацию типов синестезии в зависимости от их редкостности. Дэю удалось выделить 19 различных типов данного феномена. Вот что у него получилось. Цифры и буквы вызывают цвета в 121 случае из 175 (это равняется 69% из 100). Промежутки времени ассоциируются с цветами в 42 случаях (24%). Звуки речи вызывают цвета в 24 случаях (14%). Звуки вообще вызывают цвета в 23 случаях (13%). Звуки музыки вызывают цвета в 21 случае (12%). Окрашенные в различные оттенки музыкальные ноты синестетики видят в шестнадцати случаях из 175 (9%). Болевые ощущения ассоциируются с цветами в шести случаях (3,4%). Запахи вызывают цвета в пяти случаях (3%). Также в пяти случаях из 175 (3%) цвета вызываются личностями людей либо вкусовыми ощущениями. По три случая (2%) приходится на следующие типы синестезии: звук вызывает вкус, звук вызывает чувство прикосновения, вид вызывает вкус. Прикосновение вызывает вкус лишь в двух случаях (1%). И, наконец, по одному случаю из 175 (0,6%) приходится на такие смешения чувств, когда звук вызывает запах, температура воздуха вызывает цвета, вкус вызывает чувство прикосновения, прикосновение вызывает запах, вид предметов вызывает чувство прикосновения.
Но каким бы распространенным ни был тип синестезии, которым обладает тот или иной человек, все равно в мире обычных людей синестетики очень одиноки. Вот что пишет в своем эссе Патрисия Даффи (она воспринимает отрезки времени как разноцветные геометрические фигуры: час -- розовые круги, год -- желто-зеленые треугольники): "В жизни так много зависит от вопроса "Видите ли вы то, что я вижу?" Этот вопрос связывает людей социально... Но когда ты видишь то, чего не видит никто вокруг, чувствуешь то, чего никто не чувствует, ты обречен на одиночество. Мир вокруг словно бушующий океан, а твои внутренние ощущения -- крохотный необитаемый островок бледно-желтых P, бирюзовых вторников и нот "ля", окрашенных в винный цвет".
Окружающий мир отторгает синестетиков, потому что они не такие, как все. Мы привыкли к мысли, что реальность объективна и едина для всех. Меж тем синестезия -- крайне субъективное и эмоциональное явление. Кандинский не зря терпеть не мог, когда его синестезийные картины пытались объяснить логически. Художник обращался к своим критикам: "Уловите вашим слухом музыку, откройте ваши глаза на живопись и прекратите думать! Просто спросите себя, переносит ли вас это произведение в доныне неизвестный мир. Если ответом будет "да", чего же вы еще хотите?!"
И еще одна цитата. Исследователь Ричард Сайтович пишет: "Когда меня спрашивают, "реальна" ли синестезия, я обычно отвечаю: "Реальна для кого? Для вас или для тех, кто ей обладает?" Постановка под сомнение опыта, который не может восприниматься другим человеком, ясно показывает, как легко мы готовы отказать ему в праве на существование. Мы одержимы внешним и рациональным. Наша настойчивость в отношении именно объективного понимания мира почти не оставляет шансов всем иным формам познания действительности".