Скандинавские страны
Модератор: Fox
- на-дин
- FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты - Сообщения: 17154
- Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
- Откуда: Петербург
- Благодарил (а): 16767 раз
- Поблагодарили: 26817 раз
Re: Скандинавские страны
Сейчас это самое старое здание в городе. В 1336 году Стурщюркан стала местом коронаций, а в 1942 году, после выделения Стокгольма из диоцеза Упсалы (до этого Стокгольм подчинялся епископу Упсалы), - собором.
За свою историю церковь не раз страдала от пожаров и перестраивалась, росла вширь и ввысь. Когда в 1420 году появилась первая башня, в храме насчитывалось 14 часовен, но уже в конце столетия разделявшие их стены снесли, и собор приобрел черты готики.
Кстати, сегодня высота башни составляет 66 метров; в ней висит 6 колоколов.
Местом коронации Стурщюркан впервые оказалась избрана в 1336 году, когда на престол взошел Магнус Эрикссон и его супруга Бланка. До следующей церемонии пришлось ждать добрых полторы сотни лет: венчания на царство, равно, как и в 16 веке, приходили в Упсальском соборе, хотя Кристиан Второй также вступил на престол в шведской столице. Королева Кристина утвердила новую традицию, превратив Стокгольм в место всех главных событий монарших семей. Последним коронованным здесь королем стал Оскар Второй в 1873 году.
В Домском соборе же многие годы проходят и другие важные для монарших особ церемонии. 19 июня 1976 года здесь заключили брак нынешний король Карл XVI Густав и Сильвия Соммерлат; спустя 34 года, 19 июня 2010 года мужем и женой стали кронпринцесса Виктория и Даниэль Вестлинг. А вот принцесса Маделен связала себя брачными узами со своим избранником Кристофером ОНиллом в церкви при дворце. Здесь же отпевают выдающихся шведов (например, в 2002 году – Астрид Линдгрен). Кроме того, в церкви Святого Николая ежегодно произносят речи обладатели Нобелевской премии.
Реформация Густава Васы едва не оставила город без одной из его главных достопримечательностей: монарх предлагал вообще снести церковь, поскольку, по его мнению, она серьезно препятствовала обороне замка. К счастью, Стурщюркан лишилась только хоров: их прежнее местоположение обозначено в наши дни камнями вокруг памятника реформатору Олаусу Петри. Переход шведов в лютеранство лишил его и большей части интерьера.
Очередная угроза возникла в 18 веке с появлением моды на барокко: от устаревших готических идеалов теперь пытались избавиться любыми способами. Правда, снести собор не решились: вместо этого ему в 1736-1742 годах придали куда лучше сочетающийся с королевским дворцом облик.
Так что сегодня по внешности здание ближе к стилю барокко. Преобразили и башню, но заостренные готические окна сохранились до наших дней.
И во внутреннем убранстве до сих пор заметны первоначальные элементы готики.
В храм входят с запада через бывший арсенал.
Через северный портал могут входить только члены королевской семьи.
- на-дин
- FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты - Сообщения: 17154
- Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
- Откуда: Петербург
- Благодарил (а): 16767 раз
- Поблагодарили: 26817 раз
Re: Скандинавские страны
От внутреннего убранства церкви у каждого туриста, независимо от его вероисповедания, захватывает дух.
Роскошное, оно соответствует ее статусу церкви царствующего дома. Доминируют здесь, безусловно, два королевских молельных места (ложи), созданные в 1680-х годах в Швеции по проекту Никодемуса Тессина-младшего,
и церковная кафедра того же периода и по его же эскизам, под которой покоится сам Олаус Петри.
Его могильную плиту с раскрытой Библией – этот проповедник первым перевел Библию на шведский язык в 1541 году - удалось идентифицировать лишь в начале 20 века, после чего ее перенесли на нынешнее место, обнесли оградой и стали усердно украшать лилиями.
Алтарь работы 17 века был привезен из Гамбурга.
Складень из серебра и эбенового дерева был подарен церкви Юханом Адлером Сальвиусом в 1654 году, в благодарность за то, что ему и супруге заказали прекрасное надгробие у южной стены. Прежний алтарь, созданный еще в 1468 году, хранится сейчас в Историческом музее.
Поражает своими размерами и 700-летний бронзовый семисвечник 14 века, выписанный, по легенде, женой герцога Эрика Ингеборгой в 1320 году ко дню похорон своего супруга, ставшего жертвой печально известного пиршества в Нючёпинге.
По одной из теорий на основании подсвечника изображены лица именно погибших Эрика и его брата Вальдемара.
У самого входа в церковь висит другой подсвечник, отлитый в 1972 году и называемый «Земным шаром».
Он примечателен своими размерами: в нем находится 49 отверстий для свечей, а сама конструкция позволяет поднимать и опускать шар в любой момент.
Нельзя оставить без внимания и две огромные картины, «Распятие» и «Страшный суд» (последняя является крупнейшим полотном Швеции), созданное Давидом Клёкером Эренштралем незадолго до пожала в Королевском дворце.
Первоначально художник писал их для дворцовой домовой церкви, однако после несчастья решил не оставлять их. Надо сказать, что картины эти оказались тем немногим, что удалось спасти от пожара. Выносили их, правда, частями, да к тому же без рамы.
Говоря о живописи, нельзя не упомянуть и хоры бывшей часовни Девы Марии, возведенной в 1346 году и некогда богато покрытого росписью. К сожалению, большинство фресок с годами были утрачены, однако часть удалось восстановить во время реставрации 1903-1909 годов.
И все же любители живописи приходят сюда полюбоваться не полотнами Эренштраля и не росписью 14 века, а другим шедевром – картиной « Вэдэрсульставлан» «Картина изменчивого Солнца»), или «Стокгольмское чудо», на южной стороне церкви, у входа в собор, темной, а поэтому едва заметной.
Это бесценное творение дает прекрасное впечатление о Стокгольме времен Густава Васы: создана картина была в 1535 году, хотя в церкви сегодня висит ее копия, сделанная столетием позже.
Размер полотна относительно небольшой: 163 см на 110 см (более крупное изображение, на котором можно рассмотреть мелкие детали, находится в Музее Средневековья); запечатлены на нем средневековые улочки Старого города и Ридархольмена на фоне редкого природного явления – паргелия. 20 апреля 1535 года в небе среди бела дня появилось пять небольших звездочек (или колец), чье мерцание длилось несколько часов, до полусмерти напугав тысячи стокгольмцев, сразу ж потянувшихся у церковь – единственное место, где, по их мнению, можно было спастись от Божьей кары. Именно поэтому нарисованный город выглядит столь безжизненно: единственный человек, которого удалось отыскать исследователям, - это приговоренный к смерти и повешенный преступник.
Сегодня ученым известно, что паргелий – это преломление света, создающее эффект либо ярких колец вокруг небесных светил, либо появления нескольких солнц и лун одновременно, однако прежде подобное рассматривалось как не предвещающий ничего хорошего знак. Олаус Петри не преминул воспользоваться ситуацией и заказал изображение города у немецких мастеров (художник – Урбан), однако Густав Васа был крайне недоволен результатом: церковь оказалась крупнее дворца, а единственному солнцу – самому королю – угрожали, по его мнению, лжесветила в виде священнослужителей. Картина не только изображает ложные солнца, но еще и является историческим документом: это единственный сохранившийся вид Стокгольма 16 века с более или менее детальным изображением города, на котором просмотривается замок Тре Крунур и узнается башня Биргера Ярла.
Другой достопримечательностью Стурщюркан, истинного украшения церкви, без сомнения, можно назвать приписываемую любекскому гению Бернту Нотке скульптуру «Святой Георгий убивает дракона», копия которой стоит в Старом городе в конце улицы Шёпмангатан. Статуя установлена слева от алтаря.
По легенде, перед битвой шведский правитель Стен Стуре-старший обратился к святому Георгию с просьбой помочь ему в борьбе с датчанами и пообещал в случае победы заказать огромное изваяние в его честь. Заказанная по обету, в честь ознаменования победы в битве при Брункеберге, проходившей на территории современного Норрмальма, в 1471 году, скульптура считается одним их самых выдающихся творений в своем роде в Северной Европе и нередко сравнивается с лучшими скульптурными композициями наездников, появившимися в Венеции того времени. В Новогоднюю ночь 1489 г. процессия с изображениями святого Георгия торжественно прошла через город, чтобы затем освятить заказанную у Бернта Нотке символичную статую. Одновременно 10 октября окрестили Брункебергским днём и провозгласили великим церковным праздником, вскоре ставшим самым важным в средневековом Стокгольме. Прежде, ежегодно в день битвы, скульптуру торжественно разбирали: Георгия снимали с лошади и торжественно проносили по улицам Стокгольма. Эта скульптурная группа считается национальной святыней Швеции. Ей полтысячи лет, и, по мнению экспертов, она представляет лучший в Северной Европе образец позднеготического искусства.
Удивительно, что скульптура пережила очередной приход датчан и кровавые события 1520 года. В начале 20 века с нее было сделано две копии, одна установлена на площади Щёмпаторгет в Гамла Стане, другая – на здании ратуши.
Несмотря на то, что скульптура представляет помогшего в битве святого, она полна символизма. Так, Стен Стуре видел себя благородным рыцарем, сумевшим защитить прекрасную деву-Швецию от злого дракона-Дании. На создание монумента ушло 6 лет; все части статуи были выдолблены из дуба и являлись полыми во избежание появления трещин. Использовался и другой материал – прежде всего выделанная кожа, железо и даже рога лося для крыльев дракона! Чтобы фигуры выглядели как живые, Бернт Нотке использовал натуральный конский волос для коня.
Внимательный наблюдатель без труда заметит, что дракон помещен под самыми копытами коня Святого Георгия – и это не просто художественный замысел творца. По задумке автора лошадь должна была стоять на дыбах, что делало композицию менее устойчивой, и подходящую «подпорку» скульптор нашел в драконе, лежащем на земле.
Интересно, что взгляд Георгия направлен вовсе не на противника – и даже не на прекрасную принцессу, которую он пытается спасти.
Доподлинно известно, что прежде скульптура находилась на другом месте и перед ней, вероятно, стояло распятие, на которое и глядел герой.
Незадолго до освящения скульптурной композиции в Швецию пришло письмо от самого Папы Римского, выславшего в дар Стокгольму кусочки мощей Георгия и двух других святых, сразу же аккуратно спрятанных в латы всадника, у самой груди. Однако, для большинства шведов скульптура все же служит символом победы, одержанной в 1657 году над заклятым в то время врагом Швеции, Датским королевством.
Скульптурное оформление церкви не ограничивается святым Георгием: стоит заглянуть на колонну с закрепленными на ней двумя уступами с мужчинами, один из которых держит в руках чертежи будущего королевского дворца.
Фигуры помещены здесь не случайно; это отец и сын Тессины, захороненные в Стурщюркан и в 1933 году вылепленные великим Карлом Миллесом.
Непосредственно к церкви прилегает стена с четырьмя статуями – старейшими сохранившимися в Стокгольму скульптурами под открытым небом. Они символизируют добродетели.
- Mutti
- FlyBaby
- Сообщения: 267
- Зарегистрирован: Вт дек 22, 2009 6:29 pm
- Откуда: Швеция
- Благодарил (а): 493 раза
- Поблагодарили: 273 раза
Re: Скандинавские страны
Горячо рекомендую посетит ,в следующий визит в Стокгольм , Нallwylska museet. Это потрясающее место, где время остановилось 100 лет назад. 5 этажей богатства и роскоши! Можно увидеть, чем занимались и как развлекались люди высшего сословия, как выглядела кухня и кладовки тех времен,как семья играла в боулинг на 5 этаже своего дома. )))
Мы бываем там 2-3 раза в год. У них разные выставки и мероприятия. Нам не актуально, но есть русский аудиогид.
Хальвильский музей находится в центре Стокгольма в сохранившем все свое великолепие дворце, построенном в 1893-1898 годах.
Здание создавалось как частное владение для графа Вальтера и графини Вильгельмины фон Хальвиль. В музее собраны незабываемые по красоте предметы искусства и старины, которые графиня Вильгельмина собирала на протяжении многих лет.
В коллекции представлена антикварная мебель XVI - XIX столетий, европейский и китайский фарфор, серебро, текстиль, оружие, а также одно из самых больших в Скандинавии собраний голландской живописи XVII века. Кроме того, графиня Вильгельмина сохранила все предметы повседневного домашнего и личного обихода. Музей предлагает непревзойденную картину жизни богатой дворянской семьи в столице Швеции сто лет назад.(c.)
- на-дин
- FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты - Сообщения: 17154
- Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
- Откуда: Петербург
- Благодарил (а): 16767 раз
- Поблагодарили: 26817 раз
Re: Скандинавские страны
- на-дин
- FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты - Сообщения: 17154
- Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
- Откуда: Петербург
- Благодарил (а): 16767 раз
- Поблагодарили: 26817 раз
Re: Скандинавские страны
Самой первой площадью Стокгольма (а, возможно, и всей Швеции), заложенной, вероятно, уже в XIII столетии, стала торговая Большая площадь Стурторьет, вокруг которой сразу появились деревянные лотки, сохранявшиеся вплоть до 1489 года. На нее выходят самые красивые фасады домов, тут самые забитые публикой кафе.
Большинство зданий появилось здесь в 17-19 веках, их фасады отделаны нарядной резьбой и скульптурой.
Здесь не протолкнуться от туристов.
Стурторьет служила не только торговым пунктом: тут зачитывались важные указы и распоряжения, ведь на месте нынешней Биржи прежде высилась городская ратуша – аккурат посредине между церковью и местом торговли, что было яркой отличительной чертой городов Северной Европы. Притягательным для зевак был и так называемый позорный столб, рядом с которым стояла низкая деревянная постройка, где осуждённые за мелкие преступления ожидали, пока освободится место у столба.
Камни в центре площади напоминают о трагической «Стокгольмской кровавой бане», когда на Стурторьет казнили более 100 человек.
Датчане после поражения в Брункебергской битве вовсе не собирались с этим мириться и выпускать из-под контроля всю Швецию. Атаки на страну продолжались, и почти полстолетия столица не знала покоя. Кульминация настала в 1520 г., когда здесь произошло одно из самых мрачных событий истории, вошедших во все школьные учебники под названием Кровавая баня.
Многочисленные столкновения с датскими войсками привели к тому, что ряд шведских аристократов предпочли перейти на сторону Кристиана II (1481–1559), однако защитников Стокгольма также оставалось немало. Начатую Стеном Стуре-младшим (1492/3–1520) борьбу после трагической гибели супруга возглавила его вдова Кристина Гилленшерна (ок. 1494–1559), до последнего бившаяся за шведскую столицу, однако в ходе очередных переговоров с Кристианом согласившаяся на капитуляцию в обмен на помилование её соратников.
Историки до сих пор спорят о том, чем было вызвано такое решение женщины. Сумели ли её убедить в правильности такого поступка? Или, быть может, на этот шаг её подвигли перешедшие на сторону врага шведские аристократы? Возможно, сам Кристиан, всячески восхваляемый собственным народом, смог вселить в горожан уверенность в том, что будет добр ко всем своим подчинённым, и у женщины не оставалось выбора? Не стоит забывать и о длительных военных действиях, охвативших страну: не исключено, что лишь нужда и неспособность далее вести войну заставили Кристину капитулировать.
Амнистия Кристиана II представляла собой весьма интересный документ, не только гарантировавший Кристине и её последователям свободу, но и сохранявший за ними их прежние владения и права. Стокгольму обещали оставить городские привилегии, не вводить дополнительные налоги и помочь бороться с незаконной торговлей.
7 сентября 1520 г. городские ворота открылись перед Кристианом, и новый король величественно вошёл в город в сопровождении 1000 всадников и 2000 пеших солдат. Ему торжественно вручили ключи от столицы, на несколько дней, согласно устоявшимся традициям, погрузившейся в громкий праздник. Горожане с надеждой смотрели в будущее, ожидая окончания изнуряющей войны и наступления долгожданного мира и благосостояния. Никого почему-то не насторожило, что уже в первый день на центральной площади установили виселицу, на которой повесили одного из пленников Кристиана – бывшего губернатора Вестероса, отказавшегося подчиниться датскому королю и длительное время защищавшего переданный ему в ведение замок. После показательной казни Кристиан, довольный и счастливый, отдал несколько распоряжений о созыве риксдага и коронации, написал письма европейским монархам о выпавшей ему удаче – и отправился домой в Копенгаген.
Стокгольм вновь увидел своего нового монарха в воскресенье 4 ноября, когда в Стурщюркан состоялась церемония коронации. По традиции король произвёл в рыцари своих лучших людей – надо сказать, исключительно датчан. Столь примечательный факт он объяснил просто: «На сей раз данной чести не удостоился ни один шведский господин, поскольку королевство это было завоёвано мечом», – но даже такое высказывание не вызвало никаких подозрений у столичной знати.
Весь понедельник и вторник город ликовал; пир продолжался и во дворце, где местные аристократы ели и пили, не допуская и малейшей мысли о том, что «за вино то платить придётся кровью, а за яства – жизнью».
Утром 7 ноября Кристиан пригласил всех гостей в приёмный зал своего нового дворца, где совершенно неожиданно для собравшихся епископ Густав Тролле выступил с обвинительной речью в адрес Стена Стуре-младшего и его сторонников. Это было началом страшнейшего политического убийства за всю историю Европы и окутанного наибольшим количеством тайн и неясностей события в истории Скандинавии.
Сохранившиеся документы весьма скудно повествуют о происходившем в те дни. Основным источником наших знаний является хроника Олауса Петри (1493–1552), написанная 20 годами позже под чутким руководством Густава I Васы (ок. 1496–1560), а потому, возможно, представлявшая героев разыгравшейся драмы не совсем точно. К тому же некоторые историки вообще сомневаются – хотя и не исключают, – что Олаус был свидетелем тех жутких событий.
Кристиан II, конечно же, тоже не оставил происшествие без внимания: он издал документ, доходчиво объяснявший жителям страны причины его поступка, а позже написал бумагу самому Папе Римскому, где также доказывал необходимость принятых им мер. Так что же всё-таки произошло?
Созвав шведскую знать в теперь уже свой замок, Кристиан приказал запереть все городские ворота; никто отныне не мог покинуть столицу. Во дворце епископ зачитал обвинительный акт, согласно которому шведские аристократы виделись откровенными еретиками, что было одним из страшнейших преступлений и служило поводом для освобождения короля от всех данных им ранее обещаний. Обвиняемым предоставили слово, однако ошеломлённые гости едва ли могли придумать, что сказать в своё оправдание. Находясь у себя на родине, Кристиан, видимо, тщательно спланировал весь «судебный процесс»: вряд ли монарх был таким же несведущим наблюдателем, как и его новые подчинённые.
Прекрасным орудием в руках Кристиана оказался шведский архиепископ Густав Тролле, один из активных приверженцев сохранения Кальмарской унии и, таким образом, главный противник Стена Стуре-младшего. Он как никто другой подходил для роли обличителя: шведскую знать обвинял в преступлении не датский, а именно шведский церковнослужитель, и ни один европейский монарх не должен был усомниться в беспристрастности Кристиана.
8 ноября начались казни. Палач едва успевал рубить головы: новые жертвы из представителей шведской элиты сменяли друг друга, зачастую не получая возможности даже помолиться перед смертью. Казни проходили в строгом соответствии с социальным статусом обвинённых: сначала епископы (что вызвало бурю негодования в Европе, ведь судить священнослужителей мог только Папа Римский), затем представители риксдага, рыцари, мелкие дворяне, бургомистры, советники… После настал черёд простого люда: здесь подхалимы Кристиана, казалось, хватали всех подряд. Врываясь в дома, они забирали «подозрительных лиц» и тащили их к палачу; страдали и зрители душераздирающего зрелища, испытывавшие сочувствие к обвинённым и начинавшие плакать.
Долгое время в Швеции бытовало мнение, что, когда очередь дошла до некоего епископа Винсента, братья Олаус и Лаурентиус Петри бросились к палачу, крикнув: «Это было бесчеловечное деяние!» Как гласит легенда, братьев схватили и собирались казнить, но на выручку им пришёл старый знакомый немец из Виттенберга, представивший братьев своими соплеменниками. Правда, в своей хронике Олаус не упоминает о столь примечательном событии, а в начале XX в. одному из историков удалось выяснить, что весь рассказ – всего лишь выдумка знаменитого фальсификатора, священника Нильса Рабениуса.
Олаус Петри тщательно задокументировал всё происходившее, однако очевидно, что он назвал имена лишь значимых людей и перечислил тех, чья судьба показалась ему наиболее не обычной, добавив, что казнено помимо них было «ещё несколько человек», среди которых были и слуги убитых дворян.
Все дни тела знати оставляли на главной площади, рядом с местом казни, и только в субботу их погрузили на телеги и вывезли на Сёдермальм, к тому месту, где сейчас находится церковь Катарины. Так как приговоренных объявили еретиками, здесь развели огромный костёр, в который и бросили всех казнённых вместе с извлечёнными из могилы останками Стена Стуре-младшего и его умершего в младенчестве сынишки. Вечером того же дня в ратуше устроили огромный пир – Кристиан сослался на радостное и важное для него лично и всего королевства событие: его супруга родила дочь. Монарх вновь был сама доброта и благодетель.
Новый правитель преследовал единственную цель: полностью истребить врага и испугать бунтующее население, дабы то и помыслить не могло об очередном восстании. Не учёл Кристиан лишь одно: среди казнённых оказался Эрик Юханссон – отец Густава Эрикссона, вошедшего в историю как освободитель Швеции от датской тирании и родоначальник шведской государственности – одним словом, речь идёт о знаменитом Густаве Васе.
Надо сказать, в «чёрном списке» Кристиана числились две женщины: вдова Стена Стуре Кристина Гилленшерна и её мать Сигрид Эскильсдоттер (Банер). Сигрид избежала внушавшей ужас участи, поклявшись передать в ведение датчан личные владения. Кристину же, согласно легенде, король позвал к себе и предложил ей выбор: быть сожжённой, утопленной или заживо захороненной. Испуганная женщина взмолилась о пощаде, пообещав монарху в залог все свои имения. Кристиан смягчился и отправил её в Данию, где та провела несколько лет в тюрьме. Позже её отпустили – по слухам, своей свободой она была обязана некоему Сёрену Норбю, адмиралу, укрывавшему шведов на своём корабле во время Кровавой бани и предложившему даме руку и сердце. Однако Густав Васа, узнав о намерениях Кристины вновь выйти замуж, пришёл в ярость, и Гилленшерна была вынуждена отказаться от своих планов.
Сразу же после беспощадной расправы Кристиан составил несколько писем, которые были разосланы во все уголки Швеции и где пояснялось, как Густав Тролле инициировал суд над жившими в королевстве еретиками и как «виднейшие умы страны» вынесли решение в полном соответствии с законами Священного Писания. По словам Кристиана, своей расправой он лишь стремился освободить население от предательства и проклятия самого Папы Римского – теперь, по мнению короля, стране не нужно было опасаться недовольства главы католической церкви. К тому же отныне он мог править «в мире и согласии», на радость всем жителям государства. Правда, Кристиан забыл упомянуть о том, что далеко не все изменники были казнены, а потому по пути короля в Данию подобные стокгольмской кровавые бани, хотя и в меньших масштабах, имели место чуть ли не в каждом втором монастыре и городе.
Объяснения пришлось давать и Папе Римскому, однако в Ватикан было направлено письмо иного содержания: Кристиан уверял, что ничего не знал о кровавой бане вплоть до её окончания. Убийство же епископов представлялось чистой случайностью: до верноподданных Кристиана якобы дошли слухи о планировавшемся убийстве будущего монарха, после чего завязалась потасовка, в которой и погибли два священнослужителя. Папа Римский, безусловно, не мог смотреть на подобное сквозь пальцы, однако идти против Кристиана было опасно: в Европе всё больше распространялись идеи Мартина Лютера, и обострять отношения с Данией, что могло привести к смене религии в стране, было далеко не самой прельщающей перспективой.
- Mutti
- FlyBaby
- Сообщения: 267
- Зарегистрирован: Вт дек 22, 2009 6:29 pm
- Откуда: Швеция
- Благодарил (а): 493 раза
- Поблагодарили: 273 раза
Re: Скандинавские страны
Посмотрю дома с компа . Но ,думаю,во многоих.
Кстати,если надумаешь посетить Уппсалу , охотно встречусь и покажу местные достопримечательности.
- на-дин
- FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты - Сообщения: 17154
- Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
- Откуда: Петербург
- Благодарил (а): 16767 раз
- Поблагодарили: 26817 раз
Re: Скандинавские страны
В 18 веке Эрик Палмстедт устроил на Стурторьет фонтан.
Пожалуй, самым примечательным зданием на Стурторьет можно назвать Биржу, возведённую архитектором Эриком Палмстедтом в 1773–1778 гг. в стиле французского классицизма и рококо на месте средневековой ратуши, объединявшей несколько старых построек. Она считается первым зданием в Швеции, выполненным в стиле чистого классициязма. С момента появления Биржа использовалась не только по своему прямому назначению: Шведская академия проводила здесь заседания и важные мероприятия, а бюргеры продолжали собираться в здании для обсуждения насущных вопросов и проблем. Король Швеции Густав III (1746–1792) нередко устраивал тут балы, а Карл XV (1826–1872) и Оскар I (1799–1859) выбрали залы Биржи местом пиршеств, приуроченных к их восхождению на престол.
Стокгольмская фондовая биржа располагалась на Стурторьет более двухсот лет, пока не переехала в другой столичный район, временно отдав свои помещения бывших банкирских контор на первом этаже под Нобелевский музей, с 2001 г., года столетнего юбилея учреждения Нобелевской премии, открытый для любознательных туристов, но всё ещё находящийся в поиске более удобного для своих нужд здания. Выбор места логичный - на верхнем этаже заседает Шведская Академия, члены которой выбирают лауреатов Нобелевской премии по литературе.
Если вы ощущаете магическую притягательность одной из самых престижных мировых регалий, музей, безусловно, вас заинтересует. С тех пор, как была вручена первая Нобелевская премия, ее лауреатами в области физики, химии, медицины, литературы, экономики и борьбы за мир стали уже более 750 человек. Музей ставит своей целью на примере самых выдающихся достижений привлечь внимание людей к творчеству и «нестандартному» мышлению, без которых невозможно ни одно открытие. В кинозала демонстрируются короткие фильмы о лауреатах, как широко известных, вроде Марии Кюри и Эрнста Хемингуэя, так и незаслуженно забытых, но сыгравших заметную роль в истории науки, искусства и политики. В специальных кабинках можно послушать волнующие ответные речи награжденных. С 2005 года при музее также существует Нобелевская библиотека, в которой сегодня находится около 5000 монографий.
Часть экспозиции посвящена самому Нобелю, великому ученому и изобретателю. Альфред Нобель (1833 – 1896) вышел из семьи изобретателей и промышленников. Его отец, хозяин завода в Петербурге, изобрел подводные мины и снабжал ими русскую армию. Сам Альфред прославился как изобретатель динамита. Его жизнь сложно назвать счастливой: он всегда чувствовал себя одиноким, ему не давала покоя идея всеобщего мира. За год до смерти, в 1895 году Нобель написал завещание, согласно которому ежегодно из его средств должны выплачиваться премии людям, принесшим наибольшую пользу человечеству в области физики, химии, медицины, литературы и в деле укрепления мира. В 1968 году шведский парламент учредил также премию за экономические достижения. Поскольку Нобель считал шведов самой честной нацией в мире, он сам определил, какие шведские учреждения выбирают лауреатов. Королевская академия присуждает премии по физике, химии и экономике, Каролинский институт медицины – по медицине, Шведская академия – по литературе, а Норвежский Нобелевский комитет (Норвегия при Нобеле была подчинена Швеции) – за укрепление мира. Размер премии зависит от того, насколько успешно Нобелевский фонд распоряжается деньгами основателями. Вручение Нобелевской премии мира происходит ежегодно 10 декабря в Университете Осло, остальные премии в тот же день вручаются в Концертном зале Стокгольма. Торжественный банкет происходит в стокгольмской ратуше.
Интересно, что первую в истории Нобелевскую премию учредил на Альфред Нобель, а его племянник Эммануил, в память о своем отце Людвиге. Это произошло еще при жизни Альфреда и, разумеется, с его ведома. В комитет по присуждению. Премии Эммануила Нобеля выходил Д. И. Менделеев. Наибольшую часть акций Нобеля после его смерти составляли бумаги русских нефтяных предприятий. Можно сказать, что премия Альфреда Нобеля в значительной мере стала возможной благодаря деятельности его семьи в России.
По сей день никто точно не знает, сколько человек пострадало от рук наёмников Кристиана, но наиболее часто историки склонны говорить о 82 персонах, хотя речь в таком случае, скорее всего, идёт исключительно о знати. На Стурторьет до сих пор возвышается узкий дом с высоким изящным шпилем , некогда принадлежавший королевскому секретарю Юхану Эбербарду Шанцу. чей красный фасад украшают не только барельефы, но и белые кирпичи, символизирующие жертв тех холодных осенних дней. Говорят, если какой-нибудь камушек выпадет из стены, душа казнённого, которого он «представляет», никогда не найдёт успокоения и будет бродить по извилистым улочкам Старого города до скончания веков… Пока же души умерших устраивают тайные шествия лишь в особо промозглые дождливые ноябрьские ночи…
Самые известные фасады - ряды домов с номерами от 14 до 22, слева от биржи, глядя на которые, легко перепутать Стокгольм с фламандским городом. Их изображения есть в любой лавке, торгующей открытками с видами города.
Я пообедала под сводами этого чрезвычайно популярного кафе в сердце Гамла Стана. Называется оно "Шоколадкоппен".
Прекрасный кофе и горячий шоколад прямо на площади Стурторьет. Но дорого. Зато я теперь могу на каждом магнитике с изображением этих домов показывать, где я пила кофе
На противоположной стороне высится серо-голубой дом рода Гриллей, в чьём ведении строение находилось более двухсот лет. На средневековой основе в 1649 г. вырос прекрасный особняк, приобретший черты барокко в 1718 г. Сегодня здание оккупировали так называемые «миссионеры», по воскресеньям проводящие здесь службы с бесплатным завтраком для всех нуждающихся. В обычные дни тут можно приобрести подержанные вещи, а также недорого пообедать или просто выпить чашечку кофе с пирогом в популярном среди стокгольмцев кафетерии.
Туристам стоит приглядеться к дому на пересечении Стурторьйет и Скумакаргатан: в угол над первым этажом здания «вмонтировано» настоящее пушечное ядро! Народное предание гласит, что ядро было выпущено с Брункебергского хребта во время осады Густавом Васой Стокгольма в 1521 г. Поговаривают, будто будущий король желал умертвить ненавистного ему Кристиана II, пока тот сидел у окна, но ядро не достигло своей цели.
Правда, конечно же, куда менее захватывающа. Ядро оказалось на фасаде в 1795 г., когда здание было перестроено торговцем мебели Фредриком Кристианом Хансом Гревесмулем. Выбор столь своеобразного украшения нового дома объясняется просто: ядро должно было символизировать победу Густава Васы над датчанами и его приход к власти, что, в свою очередь, ознаменовало независимость страны и зарождение в ней современных государственных устоев.
- на-дин
- FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты - Сообщения: 17154
- Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
- Откуда: Петербург
- Благодарил (а): 16767 раз
- Поблагодарили: 26817 раз
Re: Скандинавские страны
Спасибо! Но у меня на все про все в Стокгольме только 6 часов, так что это должна быть отдельная поездка в Швецию.
Mutti, не могла бы ты рассказать, как пользоваться метро в Стокгольме. Я хочу в следующий раз двинуть куда-нибудь кроме Гамла Стана, чтобы просто походить по нетуристическим улицам. Но, если идти пешком, то получается очень далеко, а, не зная языка, в метро я боюсь спускаться
- Mutti
- FlyBaby
- Сообщения: 267
- Зарегистрирован: Вт дек 22, 2009 6:29 pm
- Откуда: Швеция
- Благодарил (а): 493 раза
- Поблагодарили: 273 раза
Re: Скандинавские страны
Разовая поездка в ОТ стоит 44 кроны. Поэтому, если мы планируем ездить много, всегда покупаем 24 Timmar Vuxen SL-kort. Это 24 -часовой билет на все виды транспорта. Трамвай, автобус, метро, местные паромчики. Цена - SEK 125.00. Можно пересаживаться сколько угодно. Билет начинает действовать с момента его первого компостирования. У водителя автобуса, в турникете метро и т.д. Выглядит так, примерно.
Можно купить во многих местах. Если я не ошибаюсь, на рецепшине на пароме Викинг Лайн их тоже продают.
- Mutti
- FlyBaby
- Сообщения: 267
- Зарегистрирован: Вт дек 22, 2009 6:29 pm
- Откуда: Швеция
- Благодарил (а): 493 раза
- Поблагодарили: 273 раза
Re: Скандинавские страны
Русский аудиогид есть в музее Васа (рекомендую посетить), в музее Юнибаккен (чисто для детей),
Музей Северных стран, Nordiska museet - aудиогид на русском языке. Включен в стоимость входного билета.
Аквариа, Aquaria. Стоимость аренды аудиогида 30 крон.
Музей Нобеля, Nobelmuseet -aудиогид на русском языке. Стоимость аренды 20 крон. Бесплатно онлайн.
В ратуше, месте вручения Нобелевской премии, есть экскурсии с русскоговорящим гидом, но надо букать посещение заранее. На сайте.
На туристических форумах пишут, что аудиогиды есть бесплатно для скачивания во многих местах, но я не искала сама.
- на-дин
- FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты - Сообщения: 17154
- Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
- Откуда: Петербург
- Благодарил (а): 16767 раз
- Поблагодарили: 26817 раз
Re: Скандинавские страны
- Mutti
- FlyBaby
- Сообщения: 267
- Зарегистрирован: Вт дек 22, 2009 6:29 pm
- Откуда: Швеция
- Благодарил (а): 493 раза
- Поблагодарили: 273 раза
Re: Скандинавские страны
Есть и то и другое. По мне,так живой человек всегда лучше. Можно ткнуть пальцем в нужный билет или показать написанное заранее на бумажке. Люди к туристам привыкшие,поэтому относятся с большим пониманием.
- на-дин
- FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты - Сообщения: 17154
- Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
- Откуда: Петербург
- Благодарил (а): 16767 раз
- Поблагодарили: 26817 раз
Re: Скандинавские страны
Еще, говорят, поезда редко в метро ходят. Это так? На пересадочной станции я разберусь, куда идти?
- Mutti
- FlyBaby
- Сообщения: 267
- Зарегистрирован: Вт дек 22, 2009 6:29 pm
- Откуда: Швеция
- Благодарил (а): 493 раза
- Поблагодарили: 273 раза
Re: Скандинавские страны
Транспортная сеть под эмблемой : Если стоит этот знак на автомате или на тетеньке ))),смело иди туда. Это городской транспорт.
- Mutti
- FlyBaby
- Сообщения: 267
- Зарегистрирован: Вт дек 22, 2009 6:29 pm
- Откуда: Швеция
- Благодарил (а): 493 раза
- Поблагодарили: 273 раза
Re: Скандинавские страны
Лично мне ,навигация в самом метро кажется слегка сложной. В отличии от Вены,например. Там все логично и просто.