IrochkaFL писал(а):Девочки, у меня к вам вопрос.
Я уже прочитала несколько источников по методологии научной деятельности, но у меня так и не сформировалось пока четкое понимание, что такое методология и как ее показывать в тексте.
Ну вот, допустим, название раздела "Методологические основы (объекта, предмета исследования)". ЧТо там должно быть написано? Какими методами я пользовалась при проведении исследования? Но ведь это во введении пишется и не так уж много и места занимает. А что в целом разделе писать? Если именно описывать применение этих методов в исследовании объекта и предмета исследования, то ведь это ко всему тексту диссертации можно отнести. Когда мы пишем теоретический раздел или практический, то мы ведь тоже пользуемся при этом какими-либо методами. В общем, запуталась. Как вы это понимаете?
Методологичская основа и методы исследования - это один из пунктов введения (1 абзац!), в котором перечисляются методы исследования. Ни для кого не секрет, что введение пишется ПОСЛЕ написания диссертации (конечно, какие-то наработки делаются раньше, но оформляются идеи в последний момент). Приведу пример из собственной диссертации (успешно защитилась в 2004 году) на тему "Язык современной рекламы (структурно-функциональный аспект)":
Методологическая основа и методы исследования. Методологическим основанием работы является авторское положение о необходимости системно-структурного подхода к изучению пространства современной рекламы. В диссертационном исследовании используются методы, которые традиционно являются основой изучения различных пластов языка: 1) метод научного наблюдения; 2) метод лингвистического описания; 3) метод классификации языковых единиц; 4) статистический метод; 5) контекстно-ситуативный метод. Комплексность применения обозначенных методов призвана обеспечить многоаспектность полевого лингвистического анализа языка современной рекламы.
Оюращу внимание, что диссертация - это жанр научного стиля, который характеризуется ШТАМПОВАННОСТЬЮ, т.е. мы используем стандартные формулировки, применимые к работе любого профиля. Например, метод научного наблюдения или метод классификации используется всегда (!). А фраза "комплексность применения обозначенных методов призвана обеспечить многоаспектность
бла-бла-бла (лингвистического, статистического, математического, фармакологического.....) анализа
языка ( электората, теории чего-то-там....) И не надо расписывать эти методы подробно.
Когда я работаю со студентами по курсу "Оформление и защита научных квалификационных работ", то рекомендую не бояться использовать формулировки, языковые связки, конструкции из учебников и статей. Здесь речь идет не о плагиате идей, а о формульности оформления. Например, причинно-следственные связи передаются формулами "таким образом, следовательно, если...то", последовательность мысли - формулами "во-первых, во-сторых....." Такой прием мне порекомендовала научный руководитель (умница, прагматик, энерджайзер), подарившая свой учебник с авторской подписью "как руководство к оформлению".
Ну, вот, пока писала, пришла идея написать руководство по оформлению введения (обычно, проблемы возникают при обозначении цели, задач, объекта и предмета исследования, а это просто). Результаты скину в темку.