Советы как привести в порядок финансы (Повторение пройденного)
По профессии я финансист, сейчас я получаю второе высшее образование в области бухучета и экономики. Опыт работы в бухучете и финансах шесть лет из них два в Канаде. Поэтому я не могу не разбить работу с семейным бюджетом на три этапа:
*Сбор и анализ информации *Планирование бюджета и трата денег Обычный способ Буржуйский способ *Анализ результатов
Маленькое вступление В самом начале семейной жизни, когда мне был 21 год, проблема рационального расходования денег стояла очень остро. Получив на руки громадную в моих глазах кучу денег (зарплату), я решала, что этого нам этого хватит на месяц с головой, поэтому можно со спокойной совестью купить то, чего хочется в данный момент: апельсинов, конфеток, вкусный балычок, блузочку, новую сковородку и т. д. Плюс массу вкусных продуктов. В результате последнюю неделю месяца мы питались исключительно вкусной и здоровой кашей. Со временем расход денег нормализовался, еда стала более однородной на протяжении всего месяца, стали выделяться отдельные деньги для отдыха. Итак, приступим. Сбор и анализ информации Для того чтобы решить, сколько денег будет тратиться на опредленные статьи расходов, нужно выяснить, на что обычно тратятся деньги в семье и в каком количестве. У всех семей разные доходы и потребности, поэтому необходимо определиться конкретно с вашей семьей. Для этого необходимо некоторое время записывать все затраты. Заведите себе блокнотик и карандашик и хотя бы месяц фиксируйте сумму покупки каждый раз, когда вытаскиваете кошелек. Например:
В конце месяца нужно сгруппировать статьи затрат. Например яблоки и мясо в категорию продукты, талончики – транспорт, кафе к развлечениям. Таким образом у вас определятся основные категории расходов и стандартные суммы, которые на них уходят. Удобно вести такой учет в MS Excel. Табличка будет иметь следующий вид:
Статья затрат Подробнее Сумма
Продукты Яблоки 5 Мясо 20 Итого: 25
Планирование бюджета и трата денег Подведя итоги по контрольному месяцу, посмотрите, устраивает ли вас такая структура затрат? Возможно, вы видите, что слишком много денег тратится на мороженое, к примеру, при этом вы никак не можете купить себе понравившуюся блузку? Пересмотрите суммы и категории затрат, опираясь на реальные цифры за контрольный месяц. Если вы тратите на продукты, к примеру, 100 у.е. в месяц, то, скорее всего, вы не сможете сократить эту сумму вдвое. Исходя из этого, напишите бюджет на следующий месяц. Например:
Выделите платежи, которые можно выделить сразу: например, квартплату, коммунальные, проездной на транспорт. Отложите ту сумму, что по расчетам должна будет остаться в конце месяца. Все остальное разделите на четыре с половиной части (по количеству недель в месяце).
Трата денег Обычный способ Возьмите пять конвертиков. В каждый положите сумму, выделенную на эту неделю. Конверты можно пронумеровать, чтобы не запутаться. Заклейте их. Открывать можно ТОЛЬКО конверт предназначенный для текущей недели. Продумайте, в какой день у вас будет начинаться неделя. Не советую первым днем финансовой недели делать пятницу, так как за выходные деньги тратятся очень легко. Буржуйский способ Если зарплата приходит на банковский счет, и покупки оплачиваются дебетовой карточкой, вам подойдет следующий способ. Откройте дополнительный счет с карточкой для него. Раз в неделю переводите на него сумму, выделенную на неделю. Пользуйтесь только этой повседневной карточкой. Карточку от зарплатного счета с собой носить не рекомендую во избежание введения в искушение.
Анализ результатов Первые несколько месяцев по-прежнему стоит записывать затраты, чтобы всегда быть в курсе структуры затрат. К примеру, в одной из недель денег хватило лишь на половину недели. Если ведется запись затрат, вы легко выясните, на что пошел перерасход денег. К концу первого месяца подумайте, насколько реально вы распланировали затраты в самом начале? Хватило ли денег на каждую категорию затрат? Не пришлось ли урезать себя в необходимом из-за слишком раздутой категории развлечений, к примеру? Внесите необходимые изменения в стандартный бюджет и разложите деньги по конвертикам опять.
Полезные советы: *Ведите учет каждый месяц. Возможно не столь детальный, но все же вы должны знать, на что сколько денег уходит. Деньги обладают сверхтекучими свойствами – улетают и не заметишь. Поэтому важно «держать руку на пульсе». *Откладывайте сразу всю сумму, что вы определили как сбережения. Не оставляйте это на конец периода. Вероятнее всего в конце ее уже не останется. *Очень рекомендую до того, как положили зарплату в карман, отделить от нее 10% и переложить в сбережения. Эта сумма еще не включена в расходы, вы еще не свыклись с тем что это ваши деньги, их будет легко отложить куда-нибудь так, чтобы не возник соблазн потратить эти деньги. К примеру на отдельный счет, с которого в течение определенного периода времени вы не имеете права снимать деньги. По карману это сильно не ударит, зато в конце года вы сможете замечательно съездить в отпуск.