Искусство перемен, или 7 способов увеличить площадь сада
Часто мы, листая проспекты ландшафтных фирм и страницы глянцевых журналов, говорим себе: «Ну конечно, здесь-то сады каких размеров, нам на наших-то 4 (6,8 и т.д.) сотках так не жить!» И даже не пытаемся что-то из увиденного применить к такому маленькому, но собственному клочку земли. Я не буду убеждать вас в том, что и на шести сотках сад может быть и красив, и эффектен - это тема совсем другой статьи. Я только попытаюсь рассказать, как маленький участок сделать чуть больше, не вступая при этом в судебные тяжбы с соседями и родственниками. Забор, конечно же, останется на том месте, на котором стоял, но тем не менее вы сможете зрительно увеличить вашу территорию. Для этого существует несколько проверенных способов.
СПОСОБ ПЕРВЫЙ. ЦВЕТ
Попробуйте дома провести эксперимент. Возьмите одну скатерть светло-желтую, а другую темно-синюю и накройте ими два одинаковых по размеру стола. Вы тут же увидите, как столы, которые были одинаковыми, поменяют свои размеры. Желтый приподнимется и расширится, а синий - как бы сожмется, его границы будут четко очерченными, и он будет казаться меньше. Так стоит ли и свой сад сужать, застилая его темным ковром? Может, лучше небольшие территории «накрыть желтой скатертью»?
В принципе сказанное выше касается не только синего и желтого, но и вообще всех светлых и всех темных цветов. Часто от женщин мы слышим: «Белое полнит, черное стройнит». В данном случае белое - это все светлое, а черное - это все темное. На самом деле, темное не стройнит, а показывает реальные размеры, подчеркивая границы, а светлое границы как бы размывает. Это явление называется иррадиацией. Именно поэтому стол с желтой скатертью (а также поле под снегом, светлое мощение в саду) кажется больше, чем стол под синим полотном (перепаханное поле, темное мощение).
Все 4 изображения имеют одну и ту же площадь, но визуально они нам кажутся разными. На рисунке 1 белый и черный квадрат. Белый кажется больше. Однако это касается не только белого и черного, но и всех светлых (кажутся больше) и всех темных (кажутся меньше). Изображения на рисунке 2 это подтверждают.
На рисунке 1 и 2 изображена одна и та же дорожка, одной и той же длины и ширины. Окаймлена она в обоих случаях одинаково, но с той только разницей, что в первом случае цвета изменяются от темных к светлым, а во втором от светлых к темным. Это меняет и восприятие длины самой дорожки. Во втором случае она короче.
Этот же принцип используется в посадках. В советское время, например, часто можно было увидеть, как в аллею высаживались попарно, скажем, сорта сирени. Начиналась аллея со светлых (чисто-белые, нежно-розовые, светло-голубые), затем проходила через средние (розовые, маджентовые) и заканчивалась темными (бордовые, насыщенно лиловые) парами сортов. Когда человек попадал в аллею со светлой стороны и смотрел в темную сторону, протяженность аллеи казалась ему меньше, чем она есть на самом деле. Стоило только перейти на противоположную сторону, как та же аллея увеличивалась в своих размерах. Понятно, что сиреневая аллея вряд ли возможна в небольшом садике, но важна суть. В классическом проектировании такое явление получило название «воздушная перспектива». Используя ее законы, мы могли бы добиваться такого же эффекта, который был от использования сиреней, но используя, к примеру, сорта дельфиниумов, расположив их от чисто-белых через голубые к кобальтово-синим, или сорта флоксов от белых через розовые к насыщенно-малиновым.
Интересно действие не только светлых и темных цветов, по и холодных и теплых. Теплые тона (красный, оранжевый) всегда кажутся ближе, чем они есть на самом деле, а холодные (синий, голубой) - дальше. И если около забора по одной линии растут, к примеру, пурпурнолистный барбарис и голубая ель, то ель будет казаться чуть дальше, чем она есть на самом деле, а барбарис - ближе. Если же их реально разнести (красный ближе, голубой дальше), то описанная ситуация усилится.
На рисунке 1 - контрольный вариант площади участка. А на рисунке 2 и 3 появляется его наполнение растениями теплых и холодных тонов. На рисунке 2 они находятся на одной линии, но ощущение все же, что красный кустарник ближе голубого хвойного. Если же мы их еще к тому же намеренно раздвинем (красный ближе, а голубой дальше), то это ощущение усиливается. Речь при всем при том может идти не только о растениях разной окраски, но и цвете забора, стены дома и пр.
Причем это не обязательно должны быть растения. Это могут быть и постройки, и цвет забора, и т. д. Так, если вы войдете в калитку и, стоя между двух красных барбарисов около нее, будете любоваться домиком, окрашенным в синий цвет, домик будет казаться дальше, чем он есть на самом деле. Если же у калитки будут голубые ели, а сам дом будет из красного кирпича, то расстояние между ним и калиткой будет казаться меньше. Чем не искусственное изменение размеров участка?