Обучение ребенка чтению и письму

Модератор: Аленка Иванова

Ответить
Elsa

Сообщение Elsa »

Anasty, хотела промолчать , да решила тряхнуть молодостью ... :)
Я по своей бывшей специальности логопед-дефектолог , специализация : подготовка к обучению детей с проблемами в развитии . Занималась в основном : нарушениями речи и церебральными параличами . Патология зрения попадалась редко , но попробую что-то посоветовать : поищи букварь и книгу для чтения в первом классе для слабовидящих детей . На худой конец узнай адрес школы-интерната и придружись с библиотекарем , бывает , что списывают такие книги , а тебе ведь не красота нужна, а посмотреть саму систему обучения таких детей чтению . Там ооочень много упражнений для подготовки руки к письму и на развитие зрительного восприятия . А из моего опыта : я ВСЕГДА для малышей делала САМОДЕЛЬНЫЕ карточки сначала со слогами , потом со словами : писала маркерами ОЧЕНЬ крупно , независимо , были ли у детей нарушения зрения или нет . И начинала не с обучения чтению , а с развития звуко-буквенного анализа и синтеза , плюс много занималась подготовкой руки к письму и ооочень много развитием зрительного анализа и синтеза . Плюс : слуховое внимание и память .
Про время занятий :для пятилеток 30 минут много , 15- в самый раз , 20 - по желанию ребёнка .
Elsa

Сообщение Elsa »

Anasty, буду по-немножку .
Моё мнение : чтение идёт как по маслу , если научить читать ребёнка " в уме" или "без букв ".
Т.е. сначала работаем со звуками : с устной речью . Для начала можно вспомнить , что животные , люди , некоторые предметы издают звуки , по звукам мы можем узнавать , кто это или что это даже с закрытыми глазами . Звуки люди произносят и слышат . Слова, которые мы говорим , состоят из звуков . Бывают слова длинные , в них много звуков , например .... И короткие ... Тут хорошо поупражняться , определять длинные и короткие слова . Например : электричество - ток . Можно уделить этому один вечер или прогулку . Особо внимание этому уделять не надо : усвоил ребёнок , что слова бывают длинные и короткие и ладно , проверить можно , попросив вспомнить длинное или короткое слово .
Хорошо , если можешь наглядно доче показать , какое длинное слово: произносишь его немного нараспев и одновременно ведёшь в воздухе рукой : вот какое длинное !
На следующий раз задание будет поважнее : слог .
Можно сказать , что слова, которые произносим , состоят из кусочков , кирпичиков : слогов . В длинных словах много слогов и звуков , а в коротких - мало . А теперь поучимся определять , сколько слогов св слове . Мама садится РЯДОМ с ребёнком перед зеркалом . Ребёнок должен видеть и мамины , и свои губы .
-Когда ты зовёшь кого-нибудь , ты говоришь слово не целиком , а по частям , по слогам . Вот смотри : "Нас-тя !"
- Сколько раз ты открыла рот ? Правильно, два ! В слове "Настя "два слога .
Можно потренироваться со всеми именами родных и знакомых и выяснить , у кого самое длинное имя и самое короткое . Пока лучше брать одно-двух-трёхсложные слова попроще . Потом все знакомые слова .
Ребёнок должен знать , что слово состоит из слогов , что слог меньше слова и уметь считать слоги .
Поможет считать зеркало , ладошка под подбородком : сколько раз подбородок стукнулся о ладошку .?
Великолепно будет , если ребёнок сможет выкладывать картонными квадратиками количество слогов .
- Квадратик будет обозначать слог . Выложим слово "Ма-ша" . Сколько раз стукнул подбородочек по ладошке , два раза , поэтому положим два квадратика . Этот квадратик обозачает Ма , а этот Ша.
Anasty, если не полениться и позаниматься этим , то при письме в школе ребёнок не будет пропускать и переставлять слоги , а у мамы в первом классе будет меньше проблем ! На обучение слоговому анализу лучше потратить четыре , пять занятий : слоги можно "отхлопать" в ладоши , отшагать : какое слово длиннее, отстучать по столу рукой .
Anasty, обучение ведётся , как видишь , не так , как учат мамы : начинается не с букв , до них ещё далеко ! Пока работаем на будущее ! :wink: Учим слушать и слышать .
Аватара пользователя
Anasty
FlyLady
FlyLady
Сообщения: 2305
Зарегистрирован: Чт ноя 03, 2005 3:27 pm
Откуда: Украина
Поблагодарили: 48 раз

Сообщение Anasty »

Elsa, а вот есть такие гласные, при которых рот не отрывается. "И", например... Она не запутается. Подбородок о ладошку не ударится, а слог вроде как есть?
Я буду волшебником! ТАК! :witch:
Elsa

Сообщение Elsa »

Anasty, маме можно малость слукавить : поначалу брать слоги с гласными нижнего и среднего ряда - а, о , ы . :lol:
Главное, чтобы доча "схватила" сам принцип деления слов на слоги . Я в старшей группе брала слова только с прямыми слогами , без стечения согласных . Главное, чтобы дети научились их считать . Все проблемные моменты откладывала до подготовительной группы . Потому как информация для пятилеток достаточно сложная , усложнять пока не стоит . Если уж ребёнка решила поделить слово на слоги , а в нём есть звуки и или у , то маме стоит помочь : произнести самой с утрированной артикуляцией . :P
Аватара пользователя
Anasty
FlyLady
FlyLady
Сообщения: 2305
Зарегистрирован: Чт ноя 03, 2005 3:27 pm
Откуда: Украина
Поблагодарили: 48 раз

Сообщение Anasty »

Elsa, спасибо. Мы уже пробуем, но у нас как то слабо получается. Но бум стараться :boxing:
Я буду волшебником! ТАК! :witch:
Аватара пользователя
Облако
FlyTeen
FlyTeen
Сообщения: 674
Зарегистрирован: Пн фев 20, 2006 11:19 am
Откуда: Санкт-Петербург (Петродворец)
Поблагодарили: 11 раз

Обучение ребенка чтению и письму

Сообщение Облако »

Поступило предложение открыть тему, где мы сможем обмениваться своим опытом по обучению детей чтению. Сейчас существует множество разных методик. Многие пытаются их воплощать. Давайте поговорим о том, что у нас получается, а что нет.
И наверно еще один очень важный момент это как привить ребенку любовь к чтению, особенно когда сейчас в противовес книге есть яркие фильмы и мультики, образовательные программы и прочее, прочее.

Расскажу про свой опыт. Буквы у меня доча выучила к двум годам. Причем как-то между делом. просто любимое занятие у нас было рассматривать вместе книжки и она тыкала во все пальцем, а я называла. Ну если она тыкала в букву я называла звук. И вот где-то в 1 и 10 она залезла ко мне на колени и на клавиатуре показала буку "ш". А к двум уже знала все буквы.
Пыталась я ее учить и по Доману, где надо показывать ребенку целые слова. Но терпения у меня на это не хватило (Хотя дочь узнавала некоторые слова : мама, дом), и мы забросили это дело.
Более планомерно я стала учить ее читать в 5 лет по букварю Жуковой. Книга очень хорошая - рекомендую. занимались совсем по чуть чуть. даже когда она уже читала слоги, прочитывали за день 1-2 строчки. Это очень важно - закончить занятие до того, как ребенок устанет, чтобы не возникло отвращение к чтению. Закончили мы этот букварь к 6 с лишним годам. Частично паралельно с ним мы читали Читарик смешариков. Тоже очень хорошая вещь. Там читают поочереди взрослый и ребенок. Единственный минус - в начале совсем просто, а усложнение идет очень резко. Мы им разбаляли более скучные тексты букваря. И опять таки читали мы в обязательном порядке каждый день, но у ребенка был выбор, что читать. Сейчас доча сама читает простые предложения. Пытается читать более сложные книжки, но пока ей это еще трудно.
А кстати в тот момент, когда она уже могла читать слоги и простые слова, но с предложениями ей было еще сложно. Я ей придумала игру с маленькими куклами. Они появились у нас неожиданно :wink: и стали писать доче коротенькие записочки про то как их зовут или с каким-нибудь просьбами. причем прочитать эти записочки никому кроме Таси не удавалось, потому что буквы "прыгали" :D
Soloha

Сообщение Soloha »

Облако, а вот как произошел переход от букв к слогам и словам? Очень меня этот вопрос волнует.
И когда стали разделять прописные и заглавные буквы?
С куклами супер идея! Меня сестра также учила читать. Только это были целые иллюстрированные письма от Чебурашки и Карлсона. Они дарили мне звездочки за поведение :-)
Аватара пользователя
Milena
FlyTeen
FlyTeen
Сообщения: 990
Зарегистрирован: Сб дек 23, 2006 11:49 pm
Откуда: Ярославль
Поблагодарили: 5 раз

Сообщение Milena »

Облако, Soloha, я хоть уже и мама 17-летнего детеныша, тоже хочу внести свою лепту. По образованию я филолог, поэтому обучение своего малого строила на наблюдениях, анализе и собственных знаниях.
Буквы мы выучили очень рано, года в 1,5, не заморачиваясь на различении пар "звук-буква", потом возник некоторый стопор, чему способствовала немало свекровь, окончившая церковно-приходскую школу :twisted: : она объяснила ребенку, что это буква ПАПА, а это буква МАМА, читать их надо ПЫ и МЫ. Я тогда сразу вспомнила рассказ про Филипка. :wow: Поэтому у нас на некоторое время возникли буквы ПАПА и МАМА. Пришлось ликвидировать огрех самым простым способом - дать забыть. Вообще обучение чтению и буквам, как начальному этапу, надо проводить на самых простых кубиках или карточках, без картинок, чтобы не было букв АРБУЗ, ТРАКТОР и т.д.
Потом мы учились читать слова. Сначала маленькие: АУ, ОН, УМ. С них начать легче, потому что гласный можно тянуть сколько угодно, а потом просто в конце присоединить согласный к нему, можно самим подумать, какие слова подойдут. Затем слова типа НА, МАМА, ПАПА и т.д., в которых соединены твердый согласный и гласный О, А, позднее Я, Е, И (не объясняя про звуки-буквы), можно взять зеркальце (помните, как английский учили?) и смотреть вместе, как двигается во рту язычок. Пока все слоги открытые! Когда освоили их чтение, добавляйте согласные в конце слов КОМАР, КАТЕР, затем во внутренних слогах - ПАРТА, КОРКА, ЗАЙКА и т.п., затем соединяем КОРЖИК, ПАРКЕТ и т.п., слова с двумя согласными оставляем на десерт, их проще всего начать читать на стыке двух слогов (см.выше), затем в конце слова - ТОРТ, ЗОНТ (лучше поначалу, чтобы первый согласный в этой паре был Р, М, Н, Л), даже если не сразу получается, слово-то почти прочитано, остался ма-аленький хвостик, его легко закончить. И только в самом конце - две согласные в начале слова: КРЫСА, СЛОВО, ТРУБА и т.д.
Слова я сейчас пишу без подбора, а вы будете выбирать красивые, позитивные, те, которые интересно будет прочитать вашему малышу: его имя, названия любимых игрушек и т.п.
Параллельно мы начинали "издательское дело". Мой сын рисует, сколько себя помнит, поэтому нам его увлечение помогло: я делала маленькие книжечки, где писала текст - на каждой страничке по 2-3 слова (исходя из вышеуказанных принципов, например, "Жил в городе мальчик. Его звали Вова. У него была машина" и т.д.), а сын должен был нарисовать иллюстрации. Естественно, чтобы это сделать, он должен был прочитать текст. "Изданную" продукцию гордо давали почитать вечером папе.
Летаю...
Аватара пользователя
Облако
FlyTeen
FlyTeen
Сообщения: 674
Зарегистрирован: Пн фев 20, 2006 11:19 am
Откуда: Санкт-Петербург (Петродворец)
Поблагодарили: 11 раз

Сообщение Облако »

Milena, спасибо за рассказ. Идея со своей собственной книжкой вообще супер! А они у вас сохранились?
Мне на основе твоей идеи пришел еще вариант, можно делать подписи к фоткам и просить ребенка ставить их по местам в альбом.
А вот про звуки ты очень правильно написала. Поэтому очень важно сразу называть ребенку звук, а не Пэ, Мэ. А когда отдельно учишь буквы, при всем своем старании все-таки это происходит. Поэтому и по классической методике обучению чтению, и по Зайцевской сразу идет работа со слогами. Вначале учатся 2-3 гласные. А потом согласная и сразу слоги из знакомых букв.
Ну про использование картинок вообще молчу. Как ребенок должен получить из меведя, арбуза, медведя, арбуза слово МАМА. :o

Soloha, я уже говорила, что буквы мы выучили чисто случайно. А вот потом в период с 2-до 5 я ей просто прочитывала отдельные простые слова и иногда составляла или писала ей слоги. Но более серьезно мы этим занялись с Букварем.
А у вас если как раз переходный этап, то попробуй методику Зайцева. У него там используются кубики и таблицы, но даже если не заморачиваться этими громоздкими пособиями, можно сделать следующее: написать полоски со слогами: К - Ка -Ко -Ку - Ки, М- Ма-Му-Мы. ну и так далее. Полоски можно развесить по квартире, прошли мимо нее пропели подряд (еще лучше с указанием слога).
В идеале обучение чтению еще надо сочетать с развитием фонематического звука.
А про заглавные я даже не помню. Специально не учили, но когда они попадались я ей объясняла, что это такое.
И еще один совет от моей свекрови (она учитель младших классов) - что когда ребенок учиться читать, не надо его стимулировать произносить слова, как мы их произносим в обычной слове: например, карова, вместо корова. И наоборот, всячески пощрять читать так как написано, хоть это и звучит коряво. Но пока он не начнет сам писать, пусть читает так, это поможет избегать ошибок на письме.
Аватара пользователя
Milena
FlyTeen
FlyTeen
Сообщения: 990
Зарегистрирован: Сб дек 23, 2006 11:49 pm
Откуда: Ярославль
Поблагодарили: 5 раз

Сообщение Milena »

Облако, наверное, парочку я сохранила. Я вообще храню "Избранное": рисунки, начиная с первых непонятных колбасок (чтобы, не забыть, подписана дата и что нарисовано - автобус), первые написанные слова, тетрадь с высказываниями (ее, кстати, сын сейчас и сам почитать любит, у меня в ней целый его словарь малышовый зафиксирован).
А про чтение я просто всем расказываю, даже не для того, чтобы все книжки рисовали, а чтобы сказать, что лучше всего любую методику развить и адаптировать под своего ребенка. У моей подруги, например, туговато шло по Зайцеву, хотя они честно прошли все этапы, клеили пособия, делали звучащие кубики. И объяснять надо тоже исходя из типа восприятия ребенка: кто-то интуитивист, моему было удобнее все по полочкам разложить, логику объяснить.
Совет от свекрови очень правильный! Добавлю только, что не надо увлекаться, стремясь научить читать как можно скорее, главное, чтобы это занятие (чтение) сохраняло для него привлекательность. А то сейчас такие детки в школу приходят в 1 класс, что уже учиться не хотят, от подготовки к школе устали. Можно. например, рассказывать какие-то увлекательные истории (сказки), а потом объяснять, что в книге, где вы ее прочитали, еще много таких же замечательных, совсем скоро малыш сможет их сам читать. А уж чтение вывесок на улицах - это же сказка, открытие!
А писать, кстати, не надо до школы учить (это я мимоходом).
Летаю...
Аватара пользователя
Облако
FlyTeen
FlyTeen
Сообщения: 674
Зарегистрирован: Пн фев 20, 2006 11:19 am
Откуда: Санкт-Петербург (Петродворец)
Поблагодарили: 11 раз

Сообщение Облако »

Milena, ну ты прям моими словами все говоришь :D
А Зайцева брать в оригинале очень трудоеко, а вот элементы его использовать очень даже.
И про письмо очень верно - мы вот только руку развиваем. Всякие картинки рисуем, обводим, узоры. моя правда все норовит карандаш не правильно держать, приходиться зорко за этим следить. :D
у меня про старшую тоже богатое досье высказываний, поделок и прочего. У младшего тоже есть, но не такое подробное.
Elsa

Сообщение Elsa »

Облако писал(а): В идеале обучение чтению еще надо сочетать с развитием фонематического звука.
.
Имелось в виду , очевидно , развитие фонематического слуха или фонематического восприятия . :?
Тогда в идеале это должно предшествовать обучению чтению , потому как невозможно читать то , что на слух не воспринимается . 8)
У детей фонематический слух в норме сформирован уже к 4-4,5 годам . А вот фонематический анализ и синтез сам по себе не разовьётся , тут помогать надо . И этим можно и нужно заниматься параллельно с обучением чтению .
Elsa

Сообщение Elsa »

Облако писал(а):[
И про письмо очень верно - мы вот только руку развиваем. Всякие картинки рисуем, обводим, узоры. моя правда все норовит карандаш не правильно держать, приходиться зорко за этим следить. :D
Если деть норовит взять карандаш неправильно , да ещё ладошка от напряжения потеет , и карандаш выскальзывает , то поможет кусочек лейкопластыря : наклеить колечком на то место , где должны находиться пальцы при правильном захвате .
Аватара пользователя
Облако
FlyTeen
FlyTeen
Сообщения: 674
Зарегистрирован: Пн фев 20, 2006 11:19 am
Откуда: Санкт-Петербург (Петродворец)
Поблагодарили: 11 раз

Сообщение Облако »

Elsa, ага я про фонематический анализ и синтез имела в виду.
Спасибо про совет с пластырем. Я попробую. У нее правда не то что вываливается, но она норовит как-то крюком его держать.
моя свекровь ей все время говорит - представь что это красивый гусь, не надо никаких изогнутых шей :D

Elsa, а расскажи, пожалуйста, о мнение профессионалов по поводу новых способов обучения чтению (Доман, Зайцев) и по поводу классического способа? Ведь в каждой из этих медотик есть свои плюсы и минусы.
Elsa

Сообщение Elsa »

Облако, "крюком " - это от перенапряжения .Хорошо растирать , разминать пальчики до и после письма-рисования , есть ещё такие шипастые резиновые шарики, пружинные массажёры для пальчиков . Есть хороший приём : взять крышку от обувной коробки , на внутреннюю сторону наклей тёмную цветную бумагу , чтобы был тёмный фон , сверху насыпают манку ровным слоем , чтобы была покрыта вся поверхность от бортиков до бортиков . И буквы сначала пишутся пальцем по манке , остаётся тёмный след, видно , как и что получается . Если проблемы с написанием букв , то сначала хорошо тренироваться на манке , а когда станет более-менее получаться , давать карандаш или ручку .
Ну а Зайцев и Доман ... :sad:
Моё строго субъективное мнение , не претендующее на истину в последней инстанции : есть интересные моменты , которые можно использовать ( и которые использовались ещё задолго до сенсаций с этими методиками !!) при классическом обучении чтению . Но я доверяю старым , проверенным методам и ... индивидуальному подходу в обучении . :lol:
И ещё , флаюшки , не забывайте , что выпуск и продажа учебников - ооочень высокодоходное занятие . Все новомодные учебники обычно дорогие , их нужно сбывать , рекламируя ту или иную систему обучения . Вот так-то . :sad:
Ответить

Вернуться в «Парение с детьми ;)»