Уроки общения с ребёнком

Модератор: Аленка Иванова

Ответить
Аватара пользователя
Martinia
FlyBaby
FlyBaby
Сообщения: 201
Зарегистрирован: Сб авг 29, 2009 9:29 pm
Поблагодарили: 1 раз

Re: Уроки общения с ребёнком

Сообщение Martinia »

Вчера считала сколько раз я ребенка похвалила или ласково к ней обращалась и сколько раз ругала. К концу дня правда немного сбилась со счета. А позавчера и вовсе забыла про подсчеты. Получается, что ругала я ее в сердцах где-то 2 раза, а обращалась "по-хорошему" 7-8 раз. Все остальное было для меня нейтральным. А ребенок вчера был "в ударе" и почему-то не хотел спать. Уснула на полчасика только вечером, и кое-как уложила спать только часов в 11 вечера. Удалось сдержать себя и не вылить негатив и раздражение на ребенка, зато муж стал жаловаться, что я его "достала" и кошка стала к вечеру как-то особо раздражающе себя вести. В общем поведение ребенка мне не очень нравится. Появились опасения, а не гиперактивный ли у меня ребенок. И еше мне кажется, что ребенок требует к себе как-то слишком много внимания. Жаль, что нет возможности поговорить с моей мамой. Мне все время кажется, что раньше детям столько внимания не уделяли.
Аватара пользователя
Martinia
FlyBaby
FlyBaby
Сообщения: 201
Зарегистрирован: Сб авг 29, 2009 9:29 pm
Поблагодарили: 1 раз

Re: Уроки общения с ребёнком

Сообщение Martinia »

Пока ребенок маленький и поэтому обнимаю ее часто, то в игре, то просто так, то чтобы успокоить или утешить.
Аватара пользователя
Ларисолька
FlyBaby
FlyBaby
Сообщения: 234
Зарегистрирован: Вт июл 13, 2010 10:49 am
Поблагодарили: 1 раз

Re: Уроки общения с ребёнком

Сообщение Ларисолька »

И я к вам присоединяюсь. Но мы совсем еще маленькие (3 месяца), но уж лучше заранее быть готовым и хорошим родителем!
Урок первый.
Обнимаю и хвалю ребенка постоянно, т.к. всегда на ручках. Теперь целую ее еще больше. Она даже научилась в ответ кокетничать - после поцелуя прячет лицо, наклоняясь к груди, и смеется!
А вот папу будем учить. Он сегодня на нее так строго: "Настя, хватит орать!!!". Но она же такая маленькая, она же не поймет слов, а вот интонацию уловит - и я (тоже молодец) назвала его полудурком :oops: . Нам вместе необходимы объятия. Пошла считать. :wink:
Огромное счастье видеть счастливые глазки малышки!
Аватара пользователя
Svetlana_Q
FlyBaby
FlyBaby
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Вт апр 28, 2009 10:39 pm
Откуда: Украина, Запорожье
Поблагодарили: 3 раза

Re: Уроки общения с ребёнком

Сообщение Svetlana_Q »

Ответы на задания 1 и 2, урок 5.
1. Возможные ответы родителя:
2. Ты очень расстроилась и было обидно.
3. Тебе больно, ты рассердилась на доктора.
4. Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.
5. Было очень неловко и обидно.
6. Ты испугалась, и чашечку очень жалко.
7. Здорово! Я вижу, ты очень рад.
8. Очень досадно...
Аватара пользователя
Svetlana_Q
FlyBaby
FlyBaby
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Вт апр 28, 2009 10:39 pm
Откуда: Украина, Запорожье
Поблагодарили: 3 раза

Re: Уроки общения с ребёнком

Сообщение Svetlana_Q »

Урок шестой. Двенадцать против одного

Родители, которые пытаются научиться активному слушанию, жалуются на большие трудности: на ум приходят привычные ответы , — все, кроме необходимого.
На одном из занятий группу родителей попросили написать, как бы они ответили на такую жалобу дочери:
— Таня больше не хочет со мной дружить. Сегодня она играла и смеялась с другой девочкой, а на меня они даже не взглянули.
Вот какие были ответы:
— А ты попробуй подойди к ним первая: может быть, и тебя примут.
— Наверное, ты сама в чем то виновата.
— Конечно, очень обидно. Но, может быть, Тане интереснее с той девочкой. Лучше не навязывай ей свою дружбу, а найди себе другую подружку.
— А ты предложи Тане поиграть с твоей новой куклой.
— Не знаю, что делать. Подари им что нибудь.
— Такое часто бывает в жизни. Постарайся не переживать так сильно.
— А у вас с ней не было ссоры?
— Брось переживать. Давай лучше поиграем.
Родители очень удивились, узнав, что ни один ответ не был удачным. В последние два десятилетия психологи проделали очень важную работу: они выделили типы традиционных родительских высказываний — настоящих помех на пути активного слушания ребенка. Их оказалось целых двенадцать! Давайте же познакомимся с этими типами автоматических ответов родителей, а также с тем, что слышат в них дети.
1. Приказы, команды : «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Вынеси ведро!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!».
В этих категоричных фразах ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности.
Такие слова вызывают чувство бесправия, а то и брошенности «в беде».
В ответ дети обычно сопротивляются, «бурчат», обижаются, упрямятся
МАМА: Вова, одевайся скорее (команда), в садик опаздываем!
ВОВА: Я не могу, помоги мне.
МАМА: Не выдумывай! (Приказ.) Сколько раз уже одевался сам!
ВОВА: Рубашка противная, не хочу ее.
МАМА: Новые фокусы! Ну ка, сейчас же одевайся! (Снова приказ.)
ВОВА: А у меня не застегивается. МАМА: Не застегивается — так и пойдешь, все ребята увидят, какой ты неряха.
ВОВА (плачущим голосом): Ты плохая...
А разговор мог бы развиваться совсем по другому:
МАМА: Вова, одевайся скорее, в садик опаздываем!
ВОВА: Я не могу, помоги мне.
МАМА: (останавливается на минутку): Не можешь сам справиться.
ВОВА: Рубашка противная, не хочу ее.
МАМА: Тебе не нравится рубашка.
ВОВА Да, ребята вчера смеялись, говорили, девчачья.
МАМА: Тебе было очень неприятно. Понимаю... Давай оденем вот эту!
ВОВА (облегченно): Давай! (Быстро одевается.)
Заметим, что в этом разговоре первые же ответы мамы на слова мальчика («Не можешь сам справиться», «Тебе не нравится рубашка») настраивают ее на то, чтобы действительно послушать его, услышать его ответы, а не только свои приказания, В результате сын охотно делится своей действительной проблемой, и мать готова ее принять. Если же разговор идет первым способом, то неизбежно появляется следующий тип родительских фраз.
2. Предупреждения, предостережения, угрозы : «Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!», «Не придешь вовремя, пеняй на себя».
Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас неприятное переживание. Они лишь загоняют его в еще больший тупик.
Так, в конце первого разговора мама прибегла к угрозе: «...так и пойдешь, все ребята увидят, какой ты неряха», на что последовали слезы и выпад мальчика в адрес мамы.
Знакомы ли вам такие сцены? Бывает ли так, что в результате вы реагируете еще большим «закручиванием гаек», следующей угрозой, окриком?
Угрозы и предупреждения плохи еще и тем, что при частом повторении дети к ним привыкают и перестают на них реагировать. Тогда некоторые родители от слов переходят к делу и быстро проходят путь от слабых наказаний к более сильным, а порой и жестоким: раскапризничавшегося малыша «оставляют» одного на улице, дверь закрывают на ключ, рука взрослого тянется к ремню...
3. Мораль, нравоучения, проповеди : «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых».
Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Ничего не меняется от того, что они слышат это в «сто первый раз». Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего все вместе взятое.
Дело в том, что моральные устои и нравственное поведение воспитываются в детях не столько словами, сколько атмосферой в доме, через подражание поведению взрослых, прежде всего родителей. Если в семье все трудятся, воздерживаются от грубых слов, не лгут, делят домашнюю работу, — будьте уверены, ребенок знает, как надо себя правильно вести.
Если же он нарушает «нормы поведения», то стоит посмотреть, не ведет ли себя кто то в семье так же или похожим образом. Если эта причина отпадает, то, скорее всего, действует другая: ваш ребенок «выходит за рамки» из за своей внутренней неустроенности, эмоционального неблагополучия. В обоих случаях словесные поучения — самый неудачный способ помочь делу.
4. Советы, готовые решения : «А ты возьми и скажи...», «Почему бы тебе не попробовать...», «По моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи».
Как правило, мы не скупимся на подобные советы. Больше того, считаем своим долгом давать их детям. Часто приводим в пример себя:
«Когда я был в твоем возрасте...» Однако дети не склонны прислушиваться к нашим советам. А иногда они открыто восстают «Ты так думаешь, а я по другому», «Тебе легко говорить», «Без тебя знаю!»
Что стоит за такими негативными реакциями ребенка? Желание быть самостоятельным, принимать решения самому. Ведь и нам, взрослым, не всегда приятны чужие советы. А дети гораздо чувствительнее нас. Каждый раз, советуя что либо ребенку, мы как бы сообщаем ему,что он еще мал и неопытен, а мы умнее его, наперед все знаем.
Такая позиция родителей — позиция «сверху» — раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме.
В следующем разговоре отец не избежал подобной ошибки.
В субботу вечером сын в заметно подавленном настроении слоняется по дому.
ОТЕЦ: Ты что такой кислый?
СЫН: Да так, делать ничего не хочется.
ОТЕЦ: Пойди погуляй, погода какая хорошая.
СЫН: Нет, гулять не хочу.
ОТЕЦ: Ну, позвони Мише, сыграйте в шахматы.
СЫН: В шахматы надоело, да и Мишка сегодня занят.
ОТЕЦ: Возьми в конце концов книжку!
СЫН: Да ладно, пап, чего ты привязался! Не понимаешь ты меня! (Уходит в другую комнату, закрывает дверь.)
Разговор пошел иначе, когда отец вспомнил о методе активного слушания. Через некоторое время он заходит в комнату сына, садится рядом.
ОТЕЦ (положив руку на плечо мальчика): Все еще плохое настроение.
СЫН: Да, плохое.
ОТЕЦ (помолчав): Делать ничего не хочется.
СЫН: Ага, а тут еще этот доклад.
ОТЕЦ: Задали доклад приготовить.
СЫН: Ну да, к понедельнику, по мифам Древней Греции, а книжки нет, по чему буду готовить?
ОТЕЦ: Думаешь, где найти материал.
СЫН: Вот именно, негде... (Пауза.) Есть правда одна идея, у Кольки дома энциклопедия.
ОТЕЦ: Пожалуй, там про это написано.
СЫН (уже бодрее): Сейчас я ему позвоню.
Звонит, договаривается о книге, говорит: «А потом погуляем».
Как часто дети сами приходят к тому же, что мы перед этим пытались им посоветовать! Но им надо самим принять решение — это их путь к самостоятельности. Очень важно давать детям такую возможность, хотя это, конечно, труднее, чем дать совет.
5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила! Не послушалась — пеняй на себя».
И здесь дети отвечают: «Отстань», «Сколько можно», «Хватит!». В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает то, что психологи называют «смысловым барьером», или «психологической глухотой».
Папа и пятилетняя Вера идут по весенней улице. Тает снег, на тротуаре лужи. Вера проявляет повышенный интерес к лужам и сугробам. Папа: «Вера, если ты будешь наступать в воду, ты промочишь ноги. Если ты промочишь ноги, твой организм охладится. Если он охладится, ты можешь легко подхватить инфекцию. Ты должна знать, что весной в городе всюду много микробов». Вера (наступая в очередную лужу): «Пап, а почему у дяденьки, который прошел, такой красный нос?»
6. Критика, выговоры, обвинения : «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Все из за тебя!», «Зря я на тебя понадеялась», «Вечно ты!..».
Вы, наверное, уже готовы согласиться с тем, что никакой воспитательной роли такие фразы сыграть не могут. Они вызывают у детей либо активную защиту: ответное нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка; он начинает думать, что он и в самом деле плохой, безвольный, безнадежный, что он неудачник. А низкая самооценка порождает новые проблемы.
Вера некоторых родителей в воспитательное значение критики поистине безмерна. Только этим можно объяснить, что иногда в семьях замечания вперемежку с командами становятся главной формой общения с ребенком.
постарайтесь обращать внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения вашего ребенка. Не бойтесь, что слова одобрения в его адрес испортят его. Нет ничего более пагубного для ваших отношений, чем такое мнение. Для начала найдите в течение дня несколько положительных поводов сказать ребенку добрые слова. Например:
«Спасибо, что ты сходил в сад за малышом», «Хорошо, что ты пришел, когда обещал», «Мне нравится готовить с тобой вместе».
Иногда родители думают, что ребенок и так знает, что его любят, поэтому положительные чувства ему высказывать необязательно. Это совсем не так.
7. Похвала . После всего сказанного, наверное, неожиданно и странно прозвучит рекомендация не хвалить ребенка. Чтобы разобраться в кажущемся противоречии, нужно понять тонкое, но важное различие между похвалой и поощрением , или похвалой и одобрением . В похвале есть всегда элемент оценки: «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая (способная, умная)!», «Ты такой храбрый, тебе все нипочем».


Чем плоха похвала оценка? Во первых, когда родитель часто хвалит, ребенок скоро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других.
Во вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее. («А почему ты меня сегодня не похвалила?») Наконец, он может заподозрить, что вы неискренни, то есть хвалите его из каких то своих соображений.
СЫН: Не получаются у меня эти буквы!
МАМА: Что ты, ты прекрасно их написал!
СЫН: Неправда, ты нарочно так говоришь, чтобы я не расстраивался!
А как же реагировать на успехи или правильное поведение ребенка?
Лучше всего просто выразить ему ваше чувство. Используйте местоимения "я", «мне» вместо «ты»:
ДОЧЬ: Мама, я сегодня по русскому получила сразу две пятерки!
МАМА: Я очень рада! (Вместо: «Какая ты у меня молодец!»)
СЫН: Ведь правда, я плохо выступил?
ПАПА: Мне так не показалось. Наоборот, мне понравилось (то то и то то). (Вместо: «Ну что ты, ты выступил, как всегда, блестяще!»)
8. Обзывание, высмеивание : «Плакса вакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!», «Какой же ты лентяй!» Все это — лучший способ оттолкнуть ребенка и «помочь» ему разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются: «А сама какая?», «Пусть лапша», «Ну и буду таким!».
9. Догадки, интерпретации : «Я знаю, это все из за того, что ты...», «Небось опять подрался», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь...»
Одна мама любила повторять своему сыну: «Я вижу тебя насквозь и даже на два метра под тобой!», что неизменно приводило подростка в ярость.
И в самом деле: кто из ребят (да и взрослых) любит, когда его «вычисляют»? За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.
Пятнадцатилетний Петя приходит домой, обращается к маме.
ПЕТЯ: Мне никто не звонил?
МАМА: Никто. Я догадываюсь, ты ждешь звонка Лены.
ПЕТЯ: А тебе все надо знать.
МАМА: Надо. Например, я знаю почему у тебя второй день плохое настроение: с Леной поссорился.
ПЕТЯ: Мам, ну хватит! Какое тебе дело!
Близок к этому следующий тип ошибок
10. Выспрашивание, расследование : «Нет, ты все таки скажи», «Что же все таки случилось? Я все равно узнаю», «Почему ты опять получил двойку?», «Ну почему ты молчишь?».
Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И все таки лучше постараться вопросительные предложения заменить на утвердительные. Об этом мы уже говорили на предыдущем уроке.
11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания . Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее есть риск, что слова «я тебя понимаю», «я тебе сочувствую» прозвучат слишком формально. Может быть, вместо этого просто помолчать, прижав его к себе. А во фразах типа: «Ус покойся», «Не обращай внимания!», «Перемелется, мука будет» он может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживания.
ДОЧЬ (расстроенная): Знаешь, я сегодня в школе бежала по коридору, а Сережка Петров поставил мне подножку и я упала.
ОТЕЦ: Ну ничего, пустяки, ты же не разбилась.
ДОЧЬ: Да, пустяки, а все мальчишки смеялись.
ПАПА: Да брось, не обращай внимания!
ДОЧЬ: Тебе легко говорить, а мне обидно!
12. Отшучивание, уход от разговора .
СЫН: Знаешь, папа, терпеть не могу эту химию и ничего в ней не понимаю.
ПАПА: Как много между нами общего!
Папа проявляет чувство юмора, но проблема остается. А что уж говорить о таких словах, как «Отстань!», «Не до тебя», «Вечно ты со своими жалобами!».
Аватара пользователя
Koshkka
Сообщения: 123
Зарегистрирован: Вт июн 22, 2010 4:35 pm
Откуда: Тольятти
Поблагодарили: 1 раз

Re: Уроки общения с ребёнком

Сообщение Koshkka »

Присоединяюсь к вам!!!
А то я как-то отстранилась от старшего, даже самой больно. :oops:
Начну сегодня с первого урока.
Аватара пользователя
agata
FlyBaby
FlyBaby
Сообщения: 266
Зарегистрирован: Сб мар 20, 2010 11:35 pm
Откуда: Украина
Поблагодарили: 4 раза

Re: Уроки общения с ребёнком

Сообщение agata »

Огромное спасибо за поднятую тему! Давно планировала купить эту книгу и куплю обязательно. Но "живые" реакции флаюшек с форума очень интересны. На задания из урока № 5 ответили почти правильно процентов на 80. Вспоминаю как часто я говорю старшему ЛС на его обиды или проблемы фразу: "Не обращай внимания" или "Все пройдет", теперь постараюсь глубже вникать в его проблемы т.е. чувствовать его состояние (хотя он уже большой малчьик 20 лет, младшему ЛС полтора годика так, что почерпнутое здесь пригодится). На днях я должна была приготовить целую кучу еды, ношусь вся в делах, младший ЛС тянет ко мне ручки, а мама вся такая деловая - в итоге доварила борщ, а остальное временно отставила - зато ребенок мой был счастлив, с полчаса мы поигрались и он спокойно отпустил мамочку доделывать дела, а сам с папой и братиком продолжил гулять-общаться.
Что о вас думают другие не ваше дело...
Аватара пользователя
Le Soleil
FlyBaby
FlyBaby
Сообщения: 230
Зарегистрирован: Вт авг 26, 2008 2:26 pm

Re: Уроки общения с ребёнком

Сообщение Le Soleil »

Позвольте с вами перечитать эту книгу вместе. Читала, начинала применять и все бросала.
Отправная точка - поностью неуправляемый ребенок, есть неавязчивые движения (грызение ногтей), поведение "что хочу, то и делаю". Мне кажется, что причина во мне, моем непринятии ребенка таким, какой он есть.
Очень понравилось решение любых вопросов и споров компромиссом.
Мечты сбываются...
Аватара пользователя
parad
Сообщения: 89
Зарегистрирован: Вт сен 09, 2008 2:38 pm
Откуда: новосибирск
Поблагодарили: 10 раз

Re: Уроки общения с ребёнком

Сообщение parad »

Девочки! Я бы тоже с вами!! Давайте продолжим или начнем!! :D
Эх! Однова живем!
Аватара пользователя
Юлиана Ш.
Сообщения: 58
Зарегистрирован: Ср ноя 25, 2009 7:12 pm
Благодарил (а): 1 раз

Re: Уроки общения с ребёнком

Сообщение Юлиана Ш. »

И я за продолжение или начало! У меня три сына 13-ти,3,5 лет и 10месяцев. Книга есть, но вместе, мне кажется, результативнее. Хочу наладить общение со старшим.
Моим сыночкам 19, 8 и 6 лет!
Аватара пользователя
parad
Сообщения: 89
Зарегистрирован: Вт сен 09, 2008 2:38 pm
Откуда: новосибирск
Поблагодарили: 10 раз

Re: Уроки общения с ребёнком

Сообщение parad »

Svetlana_Q, возьметесь продолжить?
Эх! Однова живем!
Аватара пользователя
Nadin'ka
FlyBaby
FlyBaby
Сообщения: 163
Зарегистрирован: Пт май 06, 2011 2:11 pm
Откуда: ЦФО
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 3 раза

Re: Уроки общения с ребёнком

Сообщение Nadin'ka »

А я-то думала, что я отличная мама! :roll:
А сейчас читаю уроки, особенно 5 и 6, сильно призадумалась. Оказывается многое делаю неправильно... Начну исправляться, пока сыну всего три года, чтоб в подростковом возрасте не кричать "караул!"
Светлана, Вам отдельное спасибо за тему! С нетерпением буду ждать следующих уроков :bubu:
СФ - 48,8%
Аватара пользователя
Аесли
FlyTeen
FlyTeen
Сообщения: 397
Зарегистрирован: Чт июл 16, 2009 11:52 am
Откуда: Израиль
Поблагодарили: 1 раз

Re: Уроки общения с ребёнком

Сообщение Аесли »

Девочки,никто не связывался в личке со Светланой_Q?Может у человека проблемы(все-таки четвертый месяц тема "стоит"на месте),и темку мог бы продолжить кто-нибудь другой?Уж очень хочется пройти все уроки до конца!У меня книги нет и прочитать нет возможности тоже,уроки в этой теме-единственная возможность!Жаль,если продолжения не будет! :cry:
Жить надо легче,жить надо проще!
Аватара пользователя
MimiOs
FlyBaby
FlyBaby
Сообщения: 215
Зарегистрирован: Ср окт 21, 2009 6:22 pm
Поблагодарили: 3 раза

Re: Уроки общения с ребёнком

Сообщение MimiOs »

Я писала Светлане про эту темку, но на не ответила. Надеюсь она не обидется, если я немного продолжу. Светлана всё сжимала, обобщала, что облегчало чтение. К сожалению я такого сделать не имею возможности, поэтому просто копирую текст полностью, не выбирая и не редактируя.
Урок седьмой.
ПРОУЧИТЬ РАЗ И НАВСЕГДА
Эта история — дословный рассказ матери о родительском гневе.
"Это было давно, моему сыну тогда было лет шесть. Я, помню, болела, лежала в кровати, а он попросился погулять. Вообще наш двор не очень опасный, к тому же у нас с ним было твердо условлено: гулять только в районе детских площадок (у нас их две, с каждой стороны дома).
Мы договорились, что он вернется во столько?то, спросив время у прохожих. Назначенный час прошел, затем еще час, и еще около часа. Я начала ужасно волноваться, наконец, вскочила с кровати и бросилась его искать. Обегала все площадки, другие возможные и невозможные места — его нигде не было. Забегала домой: не пришел ли, снова бежала искать.
Главное, что такое случилось в первый раз, он в общем?то мальчик был послушный.
Когда он, наконец, нашелся, я была «на пределе» и решила его проучить «раз и навсегда». Придя с ним домой, я зловещим голосом (у меня внутри все дрожало) сказала: «То, что ты сделал, ни в какие рамки не лезет, и я должна тебя наказать! Выбирай: или я тебя выдеру ремнем, — или неделю не буду читать книжку на ночь!» Сын задумался, спрашивает:
«А если ремень, то книжечка будет?» «Будет», — мрачно говорю я. «Тогда лучше ремень!» — сказал он.
Я ему велела спустить штаны, нашла в шкафу ремень. «Как мне встать?» — спрашивает он. Тут мне как?то стало не по себе (а началось неловкое чувство, когда он с серьезным и задумчивым видом выбрал книжку). Но мысль о том, что надо доводить наказание до конца, заставила меня хлестнуть его ремнем несколько раз. Сразу после этого мне стало очень стыдно. Было чувство, что я унизила маленького человека, который, кстати, в этой истории держался более достойно, чем я со своим «гневом». Да и был ли гнев? Сначала — смертельное волнение, а потом, когда он нашелся, все отлегло и возникло соображение «надо наказать!». Если бы я ему сразу рассказала, как волновалась, думаю, он понял бы все не хуже, и не было бы этого оскорбительного, дурацкого случая. Я уж больше никогда его не била, а когда узнала о «Я?сообщении», то поняла, как выходить из подобных положений".

* * *

Мама пятнадцатилетней девочки заметила, что дочь в последнее время отдалилась от нее. Отчуждение очень мучило маму. Но она не знала, как заговорить с дочкой об этом. Наконец она решилась сказать то, что чувствует. Она призналась, что «совсем потеряла покой» и «не может больше так жить». Эти слова послужили началом очень важного для обеих разговора.
Сдержанное «Мне не нравятся наши отношения» в этом случае было бы далеко от истины и могло бы только испортить дело.
До сих пор мы говорили о том, что делать, когда отрицательные чувства у нас уже возникли. Но можно подумать о другом: как уменьшить саму возможность появления таких чувств. Это похоже на лечение простуды и на ее профилактику. Когда вы уже заболели, приходится принимать лекарства, но можно заранее принять меры предосторожности: одеваться потеплее, закаляться и т.д. Итак, поговорим о профилактике эмоциональных проблем.
Один путь довольно ясен, хотя мы, родители, часто о нем забываем.
1. Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
К примеру, полуторагодовалый малыш очень интересуется розеткой. Вы беспокоитесь, как бы он не сунул в нее пальцы. Уговоры и запреты не помогают, ссоры с ребенком тем более. Проблема исчезнет, если вы загородите розетку какой?нибудь мебелью или купите специальную пробку.
Вы, конечно, легко найдете другие примеры того, как в повседневной жизни оградить себя и своего ребенка от излишних напряжений. Некоторые родители ставят временные заграждения на окна, убирают повыше все бьющееся, выносят из комнаты дорогую мебель, чтобы ребенок мог свободно двигаться, наклеивают в его комнате дешевые обои обратной стороной, чтобы он мог на них рисовать.
2. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
Как видите, это Правило похоже на предыдущее. Идея такова: бесполезно требовать от ребенка невозможного или очень трудного, к чему он еще не готов. Лучше изменить что?то вне его, в данном случае — свои ожидания .
Давайте и здесь обратимся к примерам.
Мама отправляет четырехлетнего мальчика за молоком. Надо пройти несколько домов, деревенская улица неровная, под горку. Бидон велик для мальчика, достает почти до земли. Но мама, воспитывая в нем «взрослость» и ответственность, строго предупреждает. «Смотри, не пролей!». Мальчик возвращается в унынии, волоча по земле почти пустой бидон. Мама в ярости.
Другой пример.
Двенадцатилетнему подростку родители поручают сидеть с пятилетними близнецами: «И чтобы был мир и порядок!» — наказывают они. Возвратившись из гостей, находят в доме кавардак, завал грязной посуды; близнецы передрались, старший зол на всех и вся. Родители очень разочарованы.

Мама с двумя спутниками и пятилетним сыном стояла в очереди на улице перед кафе. Стоять пришлось долго, около получаса. Мальчик изнывал от скуки, потом начал крутиться, бегать с другим таким же ребенком, залезать на тумбы... Мама то и дело отрываясь от оживленного разговора, делала ребенку замечания, стараясь «пригвоздить» его к месту рядом с собой. А чтобы лучше его обездвижить, дала ему держать довольно большую сумку. Но все было напрасно. Наконец, очень рассердившись, она прочла сыну длинную нотацию.
Спас положение человек из очереди, который стал играть с мальчиком. Было так интересно, что и мама бросила разговор, с улыбкой наблюдая за игрой.
Ошибка этой мамы в том, что она требовала невозможного для пятилетнего мальчика: долго стоять столбом на одном месте. В результате у нее и появилась «проблема».
У всех родителей есть ожидания относительно того, что уже может или уже должен делать их ребенок и что он делать не должен. В приведенных примерах ожидания были несколько завышены, а результатом стали отрицательные переживания родителей.
Сказанное не означает, что мы не должны «поднимать планку» для ребенка, то есть воспитывать в нем практический ум, ответственность, послушание. Напротив, это необходимо делать в любом возрасте. Только эту планку не следует ставить слишком высоко. А главное — стоит последить за своими реакциями. Знание того, что ребенок осваивает новую высоту, и осечки неизбежны, может значительно прибавить вам терпимости и позволит спокойнее относиться к его неудачам.
Мы подошли к последнему правилу в этом уроке, пожалуй, самое сложное, хотя записать его можно очень коротко:
3. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
О чем здесь идет речь? Раньше мы говорили о том, как важно передавать детям заботу об их повседневных делах . Теперь речь идет о переживаниях ребенка и о наших чрезмерных волнениях по поводу детей.
Не приходилось ли вам слышать такие слова от детей (чаще от подростков и старше) в адрес родителей: "Перестань плакать (нервничать, паниковать), этим ты мне только мешаешь!"?
За такими словами стоит потребность детей отделяться от родителей и в эмоциональном смысле: учиться быть самостоятельными перед лицом напряженных, а то и опасных ситуаций. Конечно, они при этом могут нуждаться в нашем участии, но участии деликатном, ненавязчивом.

А что делать с нашими собственными переживаниями? Ведь рано или поздно приходится идти на риск: впервые отпустить сына одного через улицу, разрешить взрослеющей дочери встретить Новый год в компании сверстников. Наше беспокойство оправдано, и мы, конечно, должны принять все зависящие от нас меры предосторожности. Но как при этом разговаривать с ребенком? Уверена, что «Я?сообщение» здесь незаменимо.

Пятнадцатилетний подросток собирается в горный поход с друзьями.
Родители очень тревожатся: поход предстоит серьезный, со снежными перевалами, переходами через горные реки. И мальчик не будет у них на глазах! Мама, хотя и знакомая с правильными методами общения, не удержалась: «Очень тебя прошу, будь осторожен! („Ты?сообщение“)». Тот взволнованно отреагировал: «Ну, мам, как ты не понимаешь! Ты делаешь мне этими словами только хуже. Да я сам все знаю. Не хочу тебя слушать!». «Прости, я сказала плохо, — спохватилась мама, — просто знай, что я буду очень беспокоиться („Я?сообщение“)».
Потом сын рассказал, что в горах он оказался перед выбором: переходить через ледяную трещину по ненадежному снежному мостику или пойти в обход. «Я вспомнил, как ты сказала, что будешь очень беспокоиться, и выбрал второе».
Когда ребенок стоит перед реальным испытанием ему легче сделать выбор, если он знает о нашей любви, о нашем беспокойстве. «Я?сообщение» не даст ему повода сделать «назло», по?своему, совершить поспешный, необдуманный поступок.

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Задание первое.
Выберите из ответов родителей тот, который больше всего отвечает «Я?сообщению».
Ситуация 1. Вы который раз зовете дочь садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас», — и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. Ваши слова:
1. Да сколько же раз тебе надо говорить!
2. Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же.
3. Меня сердит, когда ты не слушаешься.
Ситуация 2 . У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает. Ваши слова:
1. Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.
2. Не мешай разговаривать.
3. Ты не можешь заняться чем?нибудь другим, пока я разговариваю?
Ситуация 3. Вы приходите домой усталая. У вашего сына?подростка друзья, музыка и веселье. На столе — следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды («Хоть бы обо мне подумал!»). Ваши слова:
1. Тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой?!
2. Уберите за собой посуду.
3. Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю дома беспорядок.

Задание второе.
Хочу напомнить, что используя «Я?сообщение», важно называть именно то чувство, которое вы сейчас испытываете, и именно такой интенсивности. Оказывается, это не так просто: мы привыкли думать о словах , которые надо сказать ребенку, а не о наших чувствах, которые порой загоняем внутрь. В этом задании вам предлагается больше послушать себя. Сначала не думайте, что ответить ребенку, а попытайтесь дать себе отчет в том, что бы вы пережили в каждом из приводимых ниже случаев. Заполните сначала только столбец II.
Образец.

1. Ситуация
2. Ваше чувство
3. «Я?сообщение»

1.1 Ребенок шалил за столом и, несмотря на предупреждение, пролил молоко.
1.2 Расстроилась, рассердилась.
2.1 Сын?первокурсник ходит в институт в дырявых джинсах. Отказывается носить другие брюки.
3.1 Ваша взрослеющая дочка влюбилась в «шалопая».
4.1 Вы входите в комнату (9?й этаж) и видите вашего сына?дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна.
5.1 Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству.
б.1 Вы только что вымыли пол, сын пришел и наследил.
7.1 С работы должен прийти муж, вы просите дочь сбегать за хлебом, она отказывается.

Задание третье.
А теперь, имея в виду то чувство (или чувства), которые вы записали против каждой ситуации, напишите в столбце III ваше «Я?сообщение».
Например, в первой ситуации вашей фразой могло бы быть: «Меня сердит, когда дети не слушают, что им говорят!» Напомню, что слово «дети» здесь позволяет избежать выпада «ты».

Задание четвертое.
Вы, наверное, уже догадываетесь, что в качестве еще одного задания я предложу вам использовать «Я?сообщения» в разговорах с вашим ребенком. Успех обязательно придет к вам вслед за опытом. Напоминаю: сначала определите, у кого сейчас проблема; действительно ли она у вас? Вас переполнило чувство? Тогда назовите его самому себе. Теперь скажите о нем ребенку.

ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ.

ВОПРОС: А если «Я?сообщение» не действует? Вчера, например, сын собрался гулять поздно вечером, я ему говорю: «Я беспокоюсь, что слишком поздно», — а он все равно ушел.
ОТВЕТ: Вопрос этот аналогичен тому, что мы разбирали на одном из предыдущих уроков (см. «Вопросы родителей», урок 5). Ответ будет такой же: не надо думать, что «Я?сообщение» и другие методы, которые мы осваиваем, — это новые способы быстро добиваться практического результата. Например, заставить ребенка выучить уроки, надеть шарф или отказаться от похода в кино. Назначение их совсем другое: установить контакт с ребенком, улучшить взаимопонимание с ним, помочь ему в обретении самостоятельности и ответственности. Как видите, цели более далекие и гораздо более общие.
Конечно, бывает, что после одной вашей фразы ребенок делает то, что вы хотите. Ценно, однако, не это, а то, что он принял решение сам.
Чаще же приходится ждать, пока отношения наладятся. Ребенок должен еще поверить, что ваш стиль общения меняется к лучшему. А пока что ваша правильная фраза будет лишь кирпичиком в новом здании — кирпичиком, пока не очень видным. Но как иначе построить здание, как не из множества небольших кирпичиков?

ВОПРОС: Дочь обидели в школе. Она пришла вся в слезах, и я очень переживаю. Как быть?
ОТВЕТ: Важно понять, чье переживание в данный момент сильнее. Конечно, любая неудача или беда ребенка вызывает у нас ответное чувство.
Если оно очень сильно, можно использовать «Я?сообщение», причем доверить его себе самому, чтобы не усугублять проблем девочки, другому взрослому, наконец бумаге. А затем, так как главная проблема; у обиженной дочки, ее стоит активно послушать. В этом и выразится ваше сочувствие ей.

ВОПРОС: Как посылать «Я?сообщение», если я очень сердита или разгневана на ребенка?
ОТВЕТ: Психологи считают, что гнев чаще всего — вторичное чувство. Он возникает на почве какого?то другого, первичного переживания.
Поэтому, если вам захотелось бросить ребенку гневную фразу, подождите и постарайтесь дать себе отчет в исходном чувстве.
Например, ребенок вам сильно нагрубил. Первой вашей реакцией может быть обида. ..
Вы услышали о нем на родительском собрании много нелестных слов и испытали горечь , разочарование, может быть, даже стыд.
Ребенок возвращается с опозданием на три часа, заставив вас ужасно переволноваться. Первое чувство — радость и облегчение! Лучше всего выразить именно эти первые чувства:
— Мне больно и обидно.
— Я очень огорчен тем, что услышал.
— Слава богу! Ты цел! Я так волновалась!
Вы скоро обнаружите, что в таких случаях для «грома и молний» места уже не остается.

ВОПРОС: У нас часто бывает так: на мои слова «Я волнуюсь» сын отвечает: «А ты не переживай, я же спокоен». В последнее время стал говорить (наслышался где?то!): «Твое волнение — это твоя проблема!» Как быть?".
ОТВЕТ: Если сын так отвечает, это верный признак того, что вы зашли в его «территориальные воды», вторглись в проблемы, которые он хочет решать сам. Лучше всего в таких случаях задать себе вопрос: «Касается ли меня лично то, что он делает?». И если вас лично это не касается, передайте ему право беспокоиться о себе самому. Все равно ваши волнения ему не помогут, а скорее помешают.
Аватара пользователя
Nikkyyy
Сообщения: 63
Зарегистрирован: Сб окт 30, 2010 11:37 pm

Re: Уроки общения с ребёнком

Сообщение Nikkyyy »

Ура!!!!! Наконец-то продолжение. И такое нужное!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Теперь пойду осмысливать и переваривать! :Yahoo!:
Если нам подрезают крылья-мы садимся на мётлы!
Ответить

Вернуться в «Парение с детьми ;)»