Домашнее образование

Модератор: Аленка Иванова

Ответить
Sukkub

Сообщение Sukkub »

Имена и знакомые слова

Возраст: 2 - 5 лет.
Свое имя, написанное печатными буквами, малыш, как правило, довольно быстро запоминает и начинает узнавать. Так же он запоминает слова "МАМА", "ПАПА", имена братьев и сестер и другие простые слова. Он любит эти слова и радуется им, как старым знакомым. Попробуем этим воспользоваться. Напишите на листках бумаги или картона имя ребенка, имена мамы, папы, бабушек и дедушек, братьев и сестер. На таких же карточках напишите слова "Я", "МАМА", "ПАПА", "БАБУШКА", "ДЕДУШКА", "БРАТ", "СЕСТРА". Во всех словах должны быть выделены склады. Несколько раз покажите и прочитайте все слова. Предложите ребенку из двух слов выбрать одно. Потом - из трех-четырех. Попробуйте попросить ребенка назвать то или иное слово. Разложите на полу слова "мама", "папа" и остальные. Прочитывая вместе с малышом (если он затрудняется - читаете вы), разложите около них имена. Занимаясь, иногда прочитывайте все слово целиком, иногда, показывая отдельно каждый склад, а только потом целиком. Это нужно для того, чтобы малыш запомнил склады. Повторяйте эти игры до тех пор, пока ребенок не будет легко прочитывать любое слово. Затем напишите те склады, что составляют данные слова на других, маленьких листочках или карточках. Очень удобно для изготовления игр и пособий использовать библиотечные карточки для каталогов или плотную бумагу для записей. И то и другое можно купить в магазине канцелярских товаров. Итак, вы написали нужные слова на маленьких карточках. Возьмите образец - слово, написанное целиком - и отдельные склады. Предложите ребенку из кусочков составить такое же слово, как на карточке. Затем начните перемешивать части двух-трех слов, предлагая собрать их по образцам. Затем перейдите к "сборке" одного из слов без подсказывающего образца. И уж потом, когда он легко будет составлять любое из этих слов самостоятельно, перемешивайте части нескольких слов и предлагайте сложить без подсказывающего образца. Есть еще один вариант игры с этими знакомыми словами. На листе бумаги напишите склады нужных слов, расположив их хаотично. Предложите малышу соединить линиями части слов между собой - сначала, глядя на образец, потом без него. Когда ребенок будет без ошибок произносить и узнавать все склады, участвующие в этой игре, предложите ему из этих же складов сложить какое-нибудь другое слово. Например, из частей слов "МАША", "БАБУШКА", "БРАТ" уже можно составить слова "КАША", "РАМА".
Sukkub

Сообщение Sukkub »

Игра "Коврик"

Математические и логические игры
Возраст: 2-6 лет.

Для игры вам понадобиться некоторое количество простых геометрических фигур (5-6 типов), двух-трех размеров, трех-пяти цветов, вырезанных из цветного картона. И два одинаковых листа цветного картона - это будут коврики. Знакомство с орнаментом Из геометрических фигур на поле коврика выложите простейший орнамент - дорожку в центре коврика, в которой фигуры будут следовать одна за другой. Попросите ребенка продолжить орнамент. Самое простое задание - выкладывать в ряд одинаковые фигуры подряд Детям постарше дают задания продолжить более сложные ряды - с чередованием двух разных фигур одного цвета или одинаковых фигур двух цветов ли: 1 кружок одного цвета, второй - другого или 1+2, 2+1, 2+2, 2+3, 3+2, 3+3. Выкладывайте дорожки с "пробелам", то есть, пропуская небольшое расстояние между фигурами. Сделайте на своем коврике дорожку вдоль краев так, чтобы на углах были одинаковые фигуры. Попросите ребенка повторить орнамент на своем коврике, придумать свой орнамент, построенный по этому же принципу. Поставьте фигуры в ряд. Попросите ребенка выставить такие же фигуры в обратном порядке. Сделайте на своем коврике орнамент, ориентированный на центр - в центре одна фигура, вокруг - четное количество других фигур. Попросите ребенка повторить на своем коврике, придумать свой орнамент, построенный по этому же принципу. Знакомьте ребенка с понятиями "право", "лево", "верх", "низ". Предложите ребенку сделать узор, располагая фигуры определенным образом под вашу диктовку:
 Положи в верхний правый угол - круг, в центр - квадрат и т.д.
 Положи синий кружок на поле в любом месте, справа от него - красный, под ним - еще синий и так далее.
 Положи четыре кружка так, чтобы крайний слева был красный , а справа от синего лежал только один красный.
 Придумайте сами подобные задания, с пропусками, с выкладыванием фигур по диагонали друг от друга и т.д..

Развитие навыков счета
Научите ребенка называть числа до десяти. Покажите ему одну, две, три фигуры и так далее. Попросите ребенка показать, где одна фигура, где пять и т.д. Пусть попробует разместить на коврике заданное вами количество фигур. Выставьте в ряд несколько фигур. Под ними в ряд несколько фигур (их может быть больше, меньше или столько же). Научите ребенка сравнивать, где больше, а где меньше. Пусть попробует сделать так, чтобы их было поровну или одних фигур больше (или меньше), чем других. Выполняйте простейшие примеры на сложение и вычитание, показывая их фигурами.
Давайте задания типа:
 к одной фигуре добавь еще две - сколько получилось;
 от четырех фигур отними две - сколько получилось;
 сколько фигур нужно добавить к трем, чтоб стало пять;
 столько фигур надо убрать от шести, чтобы осталась одна и т.д.

Игры на развитие внимания и памяти Составьте на коврике дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах). Составьте дорожку (узор) из фигур. Пусть ребенок посмотрит на нее. Уберите дорожку (узор) с поля. Предложите восстановить самостоятельно. Два предыдущих задания предложите ребенку выполнить с закрытыми глазами на ощупь. Задания на развитие фантазии, воображения Спросите у ребенка, на что похожа та или иная фигура. Попросите найти предметы в комнате, похожие на ту или иную фигуру. Попросите припомнить, что еще такой же формы он видел раньше. Предложите составить из фигурок простое изображение (домик, кораблик и пр.). Не предлагайте готового решения - какие лучше фигуры взять, как их лучше расположить между собой. Пусть ребенок пофантазирует.
Sukkub

Сообщение Sukkub »

Игры "ходилки" для малышей

Возраст: 2,5-4,5 года.

Предлагаю вам попробовать сделать простые игры "ходилки" с кубиком и фишками. Поскольку ребенок еще вряд ли умеет хорошо считать, ему не подойдут игры, в которых участвует кубик с точками (от 1 до 6). А более простые варианты найти сложно. Сделайте малышу такую игру, в которой на сторонах кубика будут не точки, а цветные кружочки. А на дорожке, по которой предстоит пройти фишкам, нарисуйте подряд кружочки тех же цветов, что и на кубике. Один цвет можете не рисовать, при выпадении его на кубике игрок должен будет пропустить ход. По ходу игры можно придумать какие-нибудь несложные задания, например, назвать цвет растущего рядом с клеткой, на которой остановилась фишка, цветка. Или назвать встретившееся животное и так далее.
Elsa

Сообщение Elsa »

Anasty писал(а): Elsa, каким образом? Есть специальные методики? И где их взять?
Любые методички для обучения и воспитания дошкольников . У логопедов можно проконсультироваться . Я по памяти могу назвать только Ефименкову Л.Н. - много было работ по развитию слухового восприятия .
С малышами легче начинать с неречевых звуков . Взять можно звучащие игрушки типа дудочки , колокольчика , игрушки-пищалки или просто предметы - коробок спичек, стакан и ложечку и пр. Сначала вместе с ребёнком рассматривают игрушки и вещи и слушают , как они звучат . Начинать лучше с трёх- четырёх игрушек , потом количество увеличивать . Потом ребёнка просят отвернуться или завязывают ему глаза , взрослый звенит в колокольчик и пр . , а ребёнок угадывает , что звучало . Потом меняются ролями . 8)
Задание можно усложнить : звучит уже ни одна игрушка, а две или три , а ребёнок должен ЗАПОМНИТЬ , а ПОТОМ сказать , что звучало . ВАЖНО : при смене задания дать ЧЁТКУЮ инструкцию : Сейчас поиграем по-другому , я выберу уже не одну игрушку, а две , а ты постарайся ВСЕ игрушки запомнить . И отвечай не сразу , а когда я скажу "всё ".
Кстати , часто родители бывают обескуражены , что ребёнок не может запомнить два-три неречевых звука . Ничего страшного : играйте почаще !
Можно на прогулке просто присесть на скамеечку , закрыть глаза и посоревноваться , кто больше услышит : проехала машина , поёт птичка, лает собака ... Или попробовать угадать по звуку шагов : кто идёт - ребёнок или взрослый , машина едет или автобус и прочее.

Если интересно , могу рассказать , как " подбираться " с малышами к обучению чтению . 8)

О, ещё авторов вспомнила : Бугрименко и Цукерман : про подготовку дошколят к обучению грамоте - ооочень просто и доступно , для всех родителей- непедагогов написано .
Elsa

Сообщение Elsa »

Катер писал(а): Присоединяюсь! Иногда кажется, что ребенок вообще ничего не воспринял из книги.
Это совсем другое : ребёнок часто не понимает текст , потому что много незнакомых слов или в тексте сложные грамматические конструкции . Мои рекомендации : мама сначала сама читает текст и намечает возможные незнакомые ребёнку слова . А дальше смотрите сами : если можно объяснить назнакомое слово в двух трёх словах , то можно сделать это по ходу чтения . Если нет , то незнакомое слово лучше объяснить ДО чтения , чтобы ребёнок уже знал , что оно означает . В идеале , конечно- показать на картинке .
Кстати , очень часто дети не знают значения многих прилагательных или глаголов или понимают их неточно .
Лучше всего проверить , как усвоил ребёнок содержание - через простейшую драматизацию . И не надо организовывать нечто особенное - раздайте " роли" игрушкам И не обязательно разыгрывать всю сказку , можно только эпизоды . Ну например " Бременские музыканты " : у любого ребёнка найдутся игрушечные кот, собака, вместо ослика сойдёт и лошадка ... :lol: Из стула можно сделать разбойничий дом ... Посадить кукол зрителями и показать им " спектакль ". :D
Гость

Сообщение Гость »

Sukub, Большое спасибо за такое большое кол-во полезной информации

:D
Аватара пользователя
Anasty
FlyLady
FlyLady
Сообщения: 2305
Зарегистрирован: Чт ноя 03, 2005 3:27 pm
Откуда: Украина
Поблагодарили: 48 раз

Сообщение Anasty »

Если интересно , могу рассказать , как " подбираться " с малышами к обучению чтению .
Конечно, интересно! Спрашиваешь... Ждем с нетерпением :lol:
Я буду волшебником! ТАК! :witch:
Sukkub

Сообщение Sukkub »

Библиотекарь
Б



Буква Б – библиотекарь,
Каждый день в библиотеке
Книжки добрые читает,
Деткам их потом вручает.

Как живут книги в библиотеке

- Какая ты потрепанная! Мне стыдно рядом стоять! – упрекнула новая книга о машинах свою соседку. Потертая книга о Буратино вздохнула в ответ.
- Старые книги нужно убирать из библиотеки. Сейчас детям интересно читать о машинах, а не о деревянном человечке, - заявила книжка о машинах, сверкая своей обложкой.
Тут с полки детективов спрыгнул человек в маске и закричал:
- Правильно! Машина - вещь нужная! Мне надо удрать от погони. Вырежу из тебя лучшую машину, найду книгу о волшебнике и заставлю его превратить вырезанную машину в настоящую.
- Меня нельзя резать. Меня еще не читали! – заплакала бедная книга о машинах.
Человек в маске схватил книгу, достал ножницы и вдруг вскрикнул от боли. В его ногу вонзились чьи-то острые зубы.
- Ой, ты откуда взялся? – закричал человек в маске.
- Я пудель Артемон. Меня послал на помощь Буратино. А ну-ка, убирайся на место в свою книгу, пока жив, - заворчал Артемон.
Человек в маске испуганно попятился и исчез. В этот момент в библиотеку вошла библиотекарь. Она сняла с полки книгу о Буратино и ласково сказала:
- Надо тебя заклеить. Старенькая ты стала. Уже много лет ты учишь всех быть смелыми и отважными
Тут библиотекарь увидела новую книгу о машинах и удивилась:
- А ты как сюда попала? Надо тебя поставить на полку с книгами о технике.

- Пожалуйста, не надо. Мне хочется быть рядом с хорошей старой книгой о Буратино, - тихо попросила книга о машинах.


Вопросы и задания:
Возьми две книги: старую и новую. Составь между ними диалог по вопросам:
• Сколько тебе лет?
• Где ты родилась?
• Сколько человек тебя прочитали?
• Какие читатели тебе нравятся больше всего?
• Когда тебе бывает грустно, весело, больно?
• О чем ты мечтаешь?
• Чему можешь научить?
· Часто ли ты ходишь в библиотеку? Расскажите о своем самом первом посещении библиотеки.
· Что книга может дать человеку. Например: научить чему-нибудь, развеселить, рассказать много интересного и т.д.
· Расскажи о своей любимой книге, не называя ее, а мы угадаем, что это за книга.
· Возьми старую книгу, которая нуждаются в ремонте, а также рабочие принадлежности: клей, бумагу, ножницы, картон и скотч. Приведи книгу в порядок самостоятельно или с помощью взрослых.
Sukkub

Сообщение Sukkub »

Разноцветный мир
o Мы надули много разноцветных воздушных шариков и смотрели сквозь них. Все нам представлялось в красном, синем или зеленом цвете. Пусть ребенок расскажет Вам, что он видит? Особенно интересно посмотреть на не очень яркие горящие лампочки.
o Раскрасьте акварелью оконное стекло как витражи. Ребенку очень понравиться это занятие! Проверьте, чтобы краска отмывалась от рамы, она все равно запачкается. (Наши каракули на окне).
o Если есть дома какие-нибудь цветные стекла или пленки, то посмотрите на мир через них.


Носочки
Тренируем память.
Берем 4-5 пар разноцветных носочков. Одеваем их на ноги так, чтобы сначала были одеты самые маленькие, а затем побольше. Чтобы каждый последующий носочек закрывал предыдущий.

Когда все носочки одеты, начинаем их потихоньку стягивать, при этом я прошу Юлю вспомнить, какой носочек сейчас покажется?

Радуемся вместе если угадано верно!

Можно использовать несколько цветных платочков (тряпочек) или бумажных квадратиков. Накрывайте одним платочком другой и угадывайте потом!


Обобщение
Расскажите ребенку, что:

- кукла, мячик, машинка, пирамидка и т.д. – это игрушки;

- синичка, ворона, дятел, воробей и т.д. – это птицы;

- молоко, хлеб, сыр, яйца и т.д. – это продукты;

Через некоторое время попросите малыша обобщить то, что Вы перечисляете.

Чем старше ребенок, тем сложнее можно выбирать группы для обобщения.

Животные, растения, грибы, мебель, цвета, имена, профессии, инструменты, транспорт, посуда, небесные тела и еще многое-многое другое подходит для этой игры.

Можно использовать карточки или картинки .
Выкладывайте карточки или показывайте картинки и просите ребенка обобщить
Гость

Сообщение Гость »

Sukub. большое спасибо за такое большое количество материала :lol:
а где ты берешь картинки для материала"развитие речи по картинкам"А то я хотела позаниматься сыном (3 года) и не нашла этих картинок :oops:
Sukkub

Сообщение Sukkub »

elena, в основном я покупаю рабочие тетради, т.е. книги, в которых уже написаны задания, нужно только проходить с ребенком. То, что меня интересует дополнительно, например развитие речи по картинкам, то я беру за основу идею, а сама использую любую картинку. Кстати, сейчас купила книжку со сказкой Гуси-лебеди", которая постороена по тому же принципу. Если надо, то могу привести целый список используемой литературы, закупаю в больших количествах (муж уже ругается).
Гость

Сообщение Гость »

Sukub, напиши, пожалуйста!
Аватара пользователя
Bestiya
FlyLady
FlyLady
Сообщения: 1370
Зарегистрирован: Вс май 07, 2006 10:02 am
Откуда: Сургут
Поблагодарили: 20 раз

Сообщение Bestiya »

«Познаю мир играя»

С конца первого года жизни малыш стремится играть самостоятельно. В течение всего дошкольного периода игра будет являться движущей силой интеллектуального развития ребенка. Хотя игра будет видоизменяться, приобретать новую смысловую нагрузку, она останется для крохи одним из наиболее ярких эмоциональных переживаний, откроет малышу широкие возможности для исследования внешнего мира и научит существовать в нем.

Годовалому ребенку хочется все потрогать, полизать, покусать. Именно поэтому малыша так привлекают игрушки, которые можно бросать, шлепать, толкать, хлопать, тянуть, протыкать, нажимать. Большинство предметов домашнего обихода вполне подходят для этого. И тут фантазия ребенка оказывается безграничной: он способен получить интересующую его информацию из самых обычных, с точки зрения взрослого, предметов. Застав малыша рядом с корзиной для бумаг, в которую он предварительно побросал ложки, мамины бигуди, кольца пирамидки, тряпичный мячик, вам вряд ли придет в голову, что таким образом он пытается изучать пространственные отношения между предметами.

Внимательно оглядите свой дом: по-прежнему ли он безопасен для вашего малыша? Может быть, пришло время убрать некоторые вещи в недоступное для ребенка место? Не забывайте, что ящики, где хранятся хрупкие, острые предметы и медикаменты, должны быть закрыты на ключ или заклеены скотчем.

Интерес ребенка к определенным предметам и объектам можно использовать для его обучения. Попробуем обобщить, что же нравится малышу старше одного года?

захватывать и рассматривать мелкие предметы
складывать предметы в различные емкости и вытаскивать их
предметы и игрушки, которые можно бросать, шлепать, толкать, хлопать, тянуть, протыкать, нажимать
играть с водой и сыпучими материалами
пачкаться
рассматривать книжки.
Далеко не все из перечисленных действий ребенка радуют родителей. Однако если вы построите занятия на играх, которые нравятся малышу, они могут стать вашим самым любимым совместным время провождением.

Игры с предметами

Большинство исследователей считают игру главным способом развития познавательных навыков ребенка. На втором году жизни игра ребенка существенно меняется. В начале второго года ребенок знакомится с игрушкой и использует ее прямо по назначению. Кукла для него - это кукла. Он может взять куклу и уложить ее «спать» на стол вместо кровати. Но в полтора года ребенок действует иначе: он может перевернуть куклу вниз головой и сделать вид, что высыпает соль из солонки. Двухлетний ребенок может играть вообще без игрушки: две деревянные палочки заменяют маму и дочку. Таким образом, ребенок начинает использовать предметы не по прямому назначению. Например, мячик становится куском мяса, чашка - шапкой, а тарелка - одеялом. Одни предметы, благодаря воображению ребенка ,замещают в игре другие предметы. Переход ребенка к такому символическому действию вызван специфическими изменениями в центральной нервной системе.

Начало сюжетной игры

К концу второго года у ребенка появляется игра, в которой появляется определенный замысел, сюжет. Игра перестает быть простой манипуляцией с предметами. Она становится более содержательной: играя, малыш воспроизводит самые интересные и значимые для него события. Если годовалый ребенок просто катает машинку на веревочке, а полуторагодовалый кроха нагружает в машину кубики, то двухлетний малыш расскажет вам, что его грузовик везет кирпичи для постройки гаража. Ребенок продумывает тему игры, которую удерживает в памяти, и может спланировать свои дальнейшие действия. Теперь малыш подражает взрослым - тому, как они разговаривают по телефону, обедают, идут в магазин. Кроме того, ребенок может ввести в игру вместо себя игрушку, например куклу, которая будет говорить по телефону, пить чай, ходить в гости. Игры двухлетнего малыша можно разделить на три вида:


игра-исследование - ребенок постигает свойства предметов
игра-конструирование - ребенок изучает пространственные отношения между предметами
начало ролевой игры - ребенок подражает взрослым и начинает брать на себя роль другого человека.
Игра с другими детьми

На первом году жизни дети еще не играют вместе. Они только смотрят друг на друга, дотрагиваются, иногда причиняют боль, например, когда тянут друг друга за волосы или трогают пальцами глаза.

В начале второго года у малышей появляется «параллельная игра»: дети играют рядом, но каждый по отдельности. Вы видели, как годовалые дети играют в песочнице? У каждого свое ведерко и своя лопатка. Они не пытаются играть вместе. Малыши наблюдают друг за другом, сравнивают свои действия с действиями других детей и учатся у них новым манипуляциям с игрушками и предметами.

Совместная игра появляется у детей в 18-20 месяцев. Эти игры непродолжительны, но они необходимы ребенку для накопления опыта общения с другими детьми. Например, для того чтобы в дальнейшем не бояться отстаивать свои права за игрушки или место для игр.

Малыши пока не играют по правилам. Если незнакомые дети играют парами, более робкий и тихий ребенок подражает более активному. Если активный малыш залезает на горку, то скорее всего робкий ребенок последует за ним, убедившись, что это можно сделать и это безопасно. Играя с другими малышами, робкие дети боятся, что у них отнимут игрушку. Активный ребенок действительно может попытаться сделать это, если его заинтересует более интересная игрушка другого малыша. Детям этого возраста вообще не свойственно делиться игрушками. Родители огорчаются, наблюдая за приступами жадности своего малыша, однако это не индивидуальная особенность, а общая черта всех детей этого возраста.
Самовоспитание - это забота о себе.
Sukkub

Сообщение Sukkub »

Части слов и слоги

Эти упражнения помогают малышу понять, что слова состоят из частей. Играя, ребенок готовится в будущем к чтению по слогам.

· Говорю с Юлей и специально разбиваю слова на части. Например, «Ю-ля, мы по-е-ди-м на да-чу, на ма-ши-не». Не обязательно разбивать на классические слоги. Можно отделять любое количество букв в т.ч. и одну. Главное, чтобы малыш научился слышать слог или букву в слове.

· Читаю ей книжку и некоторые слова разбиваю на части. «Испекла ба-ба ко-ло-бок, и положила его на о-ко-ш-ко….»

· Начинаю фразу и в последнем слове говорю его начало, давая ей закончить слово последним слогом (или, допустим, двумя слогами). «Юля, мы поедим на дачу на ма-…?» или «Юля, мы поедим на дачу на маши-…?».

· Называю первую букву или первый слог, а затем все слово. «М- машина» или «ма- машина». А Юля просто слушает. А иногда я начинаю, а у Юли получается самой продолжить (и не всегда то, что я задумала). «Ма-?», «Мама!»

Сначала разбиваю на слоги только простые слова, а затем можно и усложнять.

Через некоторое время я заметила что Юля «разговаривая, сама с собой» тоже разбивает слова на части.


Дорога домой

Возвращаясь с прогулки домой, на некотором расстоянии от нашего дома или подъезда, я прошу Юлю привести меня домой. Даю возможность ей идти, куда она считает нужным, а сама иду за ней. Сначала, иногда она выбирала похожий подъезд, и я приводила её к «нашему» подъезду, обращая внимание на его детали.

Когда Юля начала уже неплохо находить дорогу с недалекого от дома расстояния, мы начали запоминать дорогу домой со стоянки, от киоска, от остановки…

Можно запоминать дорогу от дома до детсада или магазина.

Если Вы отпускаете руку малыша, когда он сам ведет Вас домой, наблюдайте, чтобы дорога была безопасной (не было машин, собак без хозяев и т.п.).

Попросите малыша самому найти Вашу квартиру и этаж (если Вы ходите пешком).
Sukkub

Сообщение Sukkub »

Игра "Наоборот"

Я напишу тебе слово "высоко", ты отвечай мне "низко"; напишу слово "далеко" , ты отвечай мне: "близко". Уловил? Тогда вперед:
(предполагаются окошки, в которые можно дописать)
Большой - ...
низкий-…
медленный-…
белый-…
больной-…

холодный-…
злой-…
умный-…
светлый-…
начало- ...
Ответить

Вернуться в «Парение с детьми ;)»