Родителям будущих первокласcников

Модератор: Аленка Иванова

Ответить
Sukkub

Родителям будущих первокласcников

Сообщение Sukkub »

Секреты успешной адаптации первоклассников

Здравствуйте, уважаемые родители будущих и нынешних первоклассников! Каждый из вас беспокоится, сможет ли ваш ребёнок достаточно быстро и безболезненно адаптироваться к переменам в его новой «школьной» жизни. Поэтому мы поговорим сегодня о том, как нам, родителям, помочь своим детям в этом сложном процессе.

Чаще всего успешной адаптации мешает именно тревога родителей. Если вы очень переживаете по поводу школы, сначала справьтесь со своими чувствами. Вы опасаетесь, что ваш ребёнок станет чаще болеть? Боитесь, что его будут обижать? Не готовы к тому, что у него появятся близкие люди вне дома? Тревожитесь, что его станут слишком сурово наказывать? Нервничаете по поводу того, что другие дети научат его каким-то плохим словам?
Не стесняйтесь этих чувств и фантазий. Всем любящим родителям пришлось пройти через эту стадию. Вам тоже нужно время, чтобы привыкнуть к мысли, что ваш малыш уже подрос и вступает в новую фазу самостоятельной жизни. Понадобится время, чтобы обсудить свои чувства с близкими, посмеяться над своими страхами, поговорить с будущими учителями. Встретившись с преподавателями заранее, вы сможете лучше понять, кому вы доверяете своего ребёнка. Сможете спросить, сколько детей в классе; что обычно делают, если кто-то заболел, подрался; каким образом связываются с родителями в экстренных случаях?
Ответы учителей помогут вам принять правильное решение. Когда вы сами почувствуете уверенность, то сумеете передать своё спокойствие маленькому школьнику.
Чем проще и обыкновеннее будет выглядеть ваш малыш, тем легче ему будет найти своё место среди ровесников. Ребёнок, у которого яркая дорогая одежда, необычные, привлекающие внимание карандаши, пеналы, тетради, банты, становится похожим на яркую бабочку, он привлекает к себе слишком пристальное внимание и легко становится объектом насмешек.
В стремлении к сплочению детский коллектив быстро разделяет массу на «своих» и «чужих». В «свои» попадают те, которых большинство. В «чужие» записывают меньшинство – скажем, ребёнка с явным физическим дефектом или единственного мальчика во фраке и с бабочкой среди детей в майках и джинсах.
Если ваш ребёнок неминуемо относится к меньшинству (слишком полный или слишком маленький ростом, единственный представитель другой национальности в классе и т.п.), то придётся заранее встретиться с педагогами и рассказать им, как вы помогаете ему справиться с его сложностями. Расскажите, как вы учите его преодолевать смущение и защищать своё достоинство. Спросите у педагогов, как они решают подобные проблемы.
После тщательной подготовки ребёнок приходит в новую школу. И вот – момент, которого вы так боялись. Он куксится и начинает хныкать: «Я не хочу оставаться тут! Забери меня домой!» Если вы не готовы к такому повороту событий и растеряны – ребёнок удвоит шумовую атаку и сдобрит её драматическими эффектами. Может повалиться на пол и устроить истерику. Может прижаться к вам так, что трое взрослых не оттащат, или забиться в угол и начать дрожать. Словом, он задержит вас на пороге школы и превратит расставание в душераздирающую сцену. Для разрешения подобных трудностей имеет смысл придерживаться простых правил:
1. Готовьте ребёнка к событию заранее.
2. Поднимите малыша пораньше, чтобы у него было время спокойно умыться, одеться, позавтракать, полностью проснуться и немножко с вами подурачиться. Зарядившись с утра положительными эмоциями, он куда легче перенесёт грядущую разлуку.
3. На прощание дайте ребёнку сюрприз: смешной рисунок или забавную печатку на ладошку. Подбодрите его и будьте позитивны и спокойны сами.
4. Пожелайте ему доброго дня, скажите, что любите его и непременно придёте за ним вечером. Спокойно обнимите и уходите, помахав рукой.



После того, как ваш первоклассник придёт домой, спросите, что хорошего у него сегодня произошло. Постарайтесь не торопить с ответом и внимательно выслушайте рассказ.

Для успешной адаптации ребёнку нужно научиться проявлять гибкость, оптимизм, чувство ответственности. Ему необходимо выработать умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

Поддержка всей семьи, мягкий юмор, терпение и доброжелательность, спокойствие и готовность дать маленькому человеку побольше самостоятельности в выполнении домашнего задания и подготовке к следующему учебному дню непременно сделают его более защищённым и уверенным в своих силах.

Иванова Е.В
Sukkub

Сообщение Sukkub »

Тест школьной зрелости для будущих первоклассников

Здравствуйте, уважаемые родители будущих первоклассников! Если Вашему ребёнку меньше семи лет и Вы хотите отдать его в школу, но не уверены, готов он к школе или нет, с помощью этого опросника вы можете составить предварительное впечатление об уровне развития своего малыша. Тест рассчитан на детей шести, шести с половиной лет.
Задайте ребёнку вопрос из нашего опросника и ждите, когда он скажет всё, что знает или думает по этому поводу. Не торопите его, не подсказывайте и побуждайте, чтобы он говорил как можно больше.
1. Какое животное больше: лошадь или собака?
Правильный ответ – 0 баллов, неправильный ответ – «-5» баллов.
2. Утром мы завтракаем, а в полдень - …
Правильный ответ (обедаем; едим суп, кашу, мясо, компот) – 0 баллов, неправильный – «-3».
3. Днём светло, а ночью…
Правильный ответ (темно) – 0 баллов, неправильный – «-4».
4. Небо голубое, а трава…
Правильный ответ (зелёная) – 0 баллов, неправильный – «-4».
5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?
Правильный ответ (фрукты) – «+1» балл, неправильный – «-1».
6. Почему, раньше, чем приедет поезд, на дороге опускают шлагбаум?
Правильный ответ (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем, чтобы никто не попал под поезд) – 0 баллов, неправильный – «-1».
7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Киев?
Ответ: «Города» - «+1», «Станции» - 0. Неправильный ответ – «-1».
8. Который час?
Ребёнок должен показать на бумажных часах четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого, пять минут двенадцатого.
Всё правильно – «+4», показана только четверть, целый час, четверть и час – «+3», не умеет определять время по часам – 0 баллов.
9. Маленькая корова – это телёнок, маленькая собака – это …, маленькая овечка – это …
Правильный ответ (щенок, ягнёнок) – «+4», один правильный ответ – 0 баллов, неправильный ответ – «-1».
10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем? Что у них одинаковое?
Правильный ответ с приведением одного и более признаков подобия – «+1» балл, без приведения признаков подобия – 0, неправильный ответ – «-3».
11. Почему у всех автомобилей есть тормоза?
Две причины – «+1», одна причина – 0, неправильный ответ – «-1».
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два правильных признака – «+3», один признак – «+2», неправильный ответ – «-1».
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Даётся определение, что это млекопитающие или приводятся два частных признака – «+3» балла, приводится одно подобие - «+2», неправильный ответ – 0.
14. Чем отличается гвоздь от винта? Как бы ты их узнал, если бы они лежали рядом на столе?
У винта нарезка – «+3» балла, винт ввинчивается, а гвоздь вбивается, или у винта гайка – «+2» балла, неправильный ответ – 0.
15. Футбол, прыжки в высоту, плавание – это …
Спорт, физкультура – «+3» балла; игры, упражнения, соревнования – «+2» балла, неправильный ответ – 0.
16. Какие транспортные средства ты знаешь?
Три наземных + самолёт, корабль – «+4» балла; то же самое, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чём мы ездим, передвигаемся – «+2» балла, неправильный ответ – 0.
17. Чем отличается старый человек от молодого, какая между ними разница?
Три признака (седые волосы или лысина, морщины, не может работать, плохо видит и слышит, чаще болеет, умрёт раньше, чем молодой) – «+4» балла, одно или два различия – «+2» балла, неправильный ответ (у него палка, он курит) – 0 баллов.
18. Почему люди занимаются спортом?
Названы две причины – «+4» балла, одна причина – «+2» балла, неправильный ответ – 0.
19. Почему плохо, когда кто-то не хочет работать?
Остальные должны работать за него, то есть кто-то из-за него страдает – «+4» балла; он ленивый, мало зарабатывает и ничего не может себе купить – «+2» балла, неправильный ответ – 0.
20. Почему на письмо надо наклеивать марку?
Так платят за перевозку письма – «+5» баллов, неправильный ответ – 0 баллов.


Результат:
Все баллы суммируются в соответствии с математическими правилами.
- «+24» балла и больше – очень хороший результат;
- «+14 – +23» балла – норма, нормальный уровень школьной зрелости;
- «0 - +13» баллов – ниже среднего уровня;
- «-1» - «-10» - низкий уровень;
- «-11» и ниже – очень низкий результат.
Sukkub

Сообщение Sukkub »

Подготовка руки ребенка к письму: советы родителям

Важным показателем готовности ребенка к школьно­му обучению является развитие мелкой моторики. Уме­ние производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом.

Существует много игр и упражнений для развития моторики.

1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причем лепить можно не только из пластилина и глины. Если на дворе зима, - что может быть лучше снежной бабы или игры в снежки. А летом можно соорудить ска­зочный замок из песка или мелких камешков.

2. Рисование, раскрашивание картинок - любимое занятие дошкольников. Обратить внимание нужно на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолеты, девочка - похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно по­влияет на развитие образного мышления ребенка. Ро­дителям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искаженным.

3. Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребенку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.

4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.

5. Конструирование.

6. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узел­ков на веревке.

8. Завинчивание и развинчивание крышек банок и пузырьков.

9. Всасывание пипеткой воды.

10.Открывание и закрывание дверцы или шкатулки.

11.Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сде­лать бусы из рябины, орешков, из семян тыквы и огур­цов, мелких плодов.

12.Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

13.Все виды ручного творчества: для девочек - вя­зание, вышивание и т.д., для мальчиков - чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т.д. Научите Ваших детей всему, что умеете сами.

14.Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребенка перебрать. Для будущих первоклассников это тоже весьма полезное занятие.

15.«Показ» стихотворения. Пусть ребенок показыва­ет руками все, о чем говорится в стихотворении. Во-пер­вых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве и пользо­ваться руками.

16.Теневой театр. Попросить малыша соединить боль­шой и указательный пальцы, а остальные распустить ве­ером. Чудо: на освещенной настольной лампой стене появится попугай. Если расправить ладонь, а затем загнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стен­ке появится собака.

17.Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребен­ку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к ов­ладению письмом, во-вторых, формируют у него худо­жественный вкус, что полезно в любом возрасте, и, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки "потянет" за собой развитие интел­лекта.
Sukkub

Сообщение Sukkub »

Игры на развитие фонематического слуха

Наш сегодняшний разговор посвящён теме развития фонематического слуха у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В школе, обучаясь чтению или совершенствуясь в умении читать (в том случае, если Ваш малыш уже овладел азбучными премудростями), ребёнок должен уметь соотносить звуковой и зрительный ряды. Иными словами, малышу необходимо чётко представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это предполагает наличие сформированной способности к различению как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв.

Сначала следует объяснить ребёнку, что звук и буква, цифра и число – не одно и то же. Объяснение может быть простым: люди договорились писать одни и те же слова одинаково, чтобы им было легко понимать друг друга. (Для иллюстрации этой мысли неплохо было бы прочесть ребёнку сказку Р.Киплинга “Как было написано первое слово”. Полезной окажется и другая, менее известная сказка Р.Киплинга “Как была придумана первая азбука”).

Таким образом, ребёнку необходимо объяснить, для чего нужно уметь читать, писать и считать. Первая стадия обучения – это развитие фонематического слуха. Не путайте, пожалуйста, этот слух с музыкальным. Фонематический слух – это различение фонем: частичек слова, имеющих смысловое содержание, обладающих значением, понимание смысла ударений в словах и т.д. Детям сначала трудно разобрать, что в слове является постоянным, а что привносится особенностями произношения каждого человека. Поэтому очень важно научить ребёнка анализировать то, что он слышит, и изображать это в буквах. В принципе, большинство дошкольников без труда усваивают грамматический ряд языка и узнают звуки как в начале, так и в конце и, что труднее всего, в середине слова. Некоторые сложности возникают лишь у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки.

Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (т.е. “опознать”) каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличении на слух пары звуков “б-п” он не будет знать, какая первая буква – “б” или “п” – должна быть написана в слове “булка” или в слове “потолок”.

Ниже мы дадим несколько игровых заданий, направленных на развитие фонематического слуха.


Картинки на слух.

Для проверки слуховой дифференциации звуков подберите картинки, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например, слова “мишка” и “миска” ребёнок может различить на слух только при условии чёткой дифференциации звуков “с-ш”, поскольку все остальные звуки в этих словах одинаковые. Для получения правильного результата необходимо соблюдать следующие условия: картинки называет взрослый, малыш лишь на них показывает.

Картинки называются только одним словом, употребляемым в именительном падеже. Никаких дополнительных или поясняющих слов не допускается. Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. Это лишает ребёнка возможности ориентироваться на какой-то определённый порядок в показе картинок.

Тестирующему человеку не следует смотреть на называемую картинку, поскольку многие наблюдательные дети часто следят за направлением взгляда взрослого, что облегчает им выполнение задания.

Нижняя часть лица взрослого закрывается экраном (листом бумаги, ладонью), так как некоторые звуки, не различаемые ребёнком на слух, могут быть узнаны им по артикуляции губ.

Для правильной оценки результатов внимательно наблюдайте за поведением малыша во время показа картинок. Если всё в порядке, ребёнок будет показывать картинки спокойно и уверенно. При неразличении же или неустойчивом различении звуков малыш будет колебаться, вопросительно поглядывать на взрослого или просто показывать картинки наугад.

Имейте в виду, что при нормальном речевом развитии различение всех звуков, а, следовательно, и правильный показ понятных по смысловому содержанию картинок доступен детям начиная с двухлетнего возраста. Кроме того, важно знать, что именно неразличение ребёнком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замены в устной речи, а в дальнейшем и в письме.
Sukkub

Сообщение Sukkub »

Закончился сентябрь… Адаптация продолжается.
(Как помочь первокласснику быстрее адаптироваться к школе).

период адаптации – очень сложный и важный этап для вашего ребёнка-первоклассника. Обычно он длится от одного до трёх месяцев, но бывает, что затягивается и на более длительный срок. У очень многих детей наблюдаются в это время различные психологические нарушения: некоторые из них очень шумны, крикливы, с учителями ведут себя довольно развязно; другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки. Бывают и нарушения сна, аппетита, различные капризы. Все эти отклонения связаны с огромной нагрузкой, которую испытывает психика ребёнка, ведь требования к нему резко увеличиваются.




Часто бывает так, что ребёнок может прекрасно учиться, быть отличником и, тем не менее, испытывать серьёзные нервные срывы, которые выражаются в частых заболеваниях. И аспирином здесь вы не обойдётесь. Если вы почуяли неладное с вашим малышом, обязательно обратитесь к школьному психологу.
А для начала прислушайтесь к нашим советам.
1. Родители должны быть особенно внимательны к ребёнку в период адаптации к школе. Рекомендации самые что ни на есть банальные: полноценный отдых первоклассника с обязательными прогулками на свежем отдыхе, регулярный режим питания со всеми необходимыми витаминами (см. статью рассылки «Аппетит на пять с плюсом или меню для первоклассника»), спокойный 10-часовой сон (достигается фиксированным отходом ко сну).
2. Не загружайте новоиспечённого ученика внешкольными занятиями – кружками, секциями.
3. Дома – без оценок. Помните, что многие впоследствии гениальные люди не отличались большими успехами в начальной школе.
4. Поговорите с ребёнком и объясните, что он уже взрослый и что в школе обращаться с ним будут не только так, как он привык раньше.
5. Даже если вы каждый день провожаете и встречаете первоклассника, дорога до школы должна быть ему хорошо знакома. Несколько раз, не торопясь, прогуляйтесь с ребёнком до школьного здания. По пути обратите его внимание на светофоры, подземные переходы, опасные участки пути. На всякий случай научите ребёнка самостоятельно отпирать и запирать дверь. И помните, что он обязательно должен иметь запасной ключ от квартиры.
6. В школу будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его утром, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
7. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придётся много поработать.
8. При прощании не напутствуйте ребёнка: «Смотри, не балуйся» или «Веди себя хорошо», «Чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Лучше будет, если вы пожелаете ему удачи, подбодрите его, найдёте несколько ласковых слов. У вашего первоклассника впереди трудный день.
9. Встречайте после школы ребёнка спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжёлого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться впечатлениями, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте его. Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
10.Чаще разговаривайте о вашем ребёнке с учителем. Выслушав его замечания, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
11.Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки». (Подробнее о выполнении домашнего задания читайте в нашей рассылке «Как помочь ребёнку в приготовлении уроков»).
12.Во время приготовления уроков не «сидите над душой», дайте возможность ребёнку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, всё получится», «Давай разберёмся вместе»), похвала помогут лучше.
13.Старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…». Порой условия становятся невыполнимыми, не зависят от ребёнка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
14.Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, разговоры с другими членами семьи.
15.Если у вас что-то не получается, возникают трудности во взаимоотношениях с ребёнком, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней и литературу для родителей.
16.Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое настроение. Чаще всего – это показатели утомления и трудностей в учёбе.
Sukkub

Сообщение Sukkub »

«Лесная школа».
Эта игра моделирует типичные школьные ситуации, пригодна для обучения различным навыкам, в том числе арифметике (считать орешки, звёздочки, листочки и т.д.), и развивает произвольность поведения. Лучше, если есть возможность собрать небольшую группу из 2-3-4-х человек. Пригласите поучаствовать в игре соседских детей. Каждый из играющих представляет какое-нибудь животное, учитель (водящий) – мудрая Сова. Если Вы играете в первый раз, станьте сами Совой, или назначьте самого старшего ребёнка. Итак, звенит звонок, Сова влетает в класс и говорит: «Здравствуйте, дети! Меня зовут Сова – Большая Голова. На другие имена я не откликаюсь, а забудете меня – очень обижаюсь. А вас как зовут?» Ученики отвечают хором, каждый «голосом» животного, которым он себя представил. Сова говорит: «Ой, какие смешные совята! А какие шумные! Я таких никогда не видела! Давайте договоримся так – кто захочет отвечать, поднимает лапу или крыло. Как тебя зовут, детка?» Продолжают знакомство, давая «звериное» приветствие.

Сова: «Ой, какие вы разные! Ну что ж, всем надо учиться. Давайте сначала рассядемся поудобнее. Игроки рассаживаются, соблюдая при этом отношения в животном мире. «А теперь давайте поговорим о самом главном слове – оно должно быть всем понятно. Это слово «мир». На каком языке мы будем его произносить? Давайте все выучим его. Теперь, если кто-то из вас будет обижать другого, давайте произнесём это волшебное слово».

Далее моделируются любые школьные предметы. Например, естествознание. Сова говорит: «Кто знает, сколько длится ночь?» Белка: «Мы, белки, спим 5 часов». Медведь: «А мы на 4 месяца впадаем в спячку!» Сова: «А вот и неправильно! Что же такое ночь? Каждый знает, что ночь – это время, когда не спят, а приятно летать и охотиться. Какие странные совята! Ну а ты как думаешь? (обращается к тому, кто еще не отвечал – Зайцу, Волку и т.д.».

На более высоком уровне игры дети должны отвечать с позиции зверушки, роль которой они играют, но постепенно понимать, что «правильным» считается только ответ с позиции Совы. В спорах об истине дети могут обращаться к товарищам и апеллировать к мнению родителей (например, - «А мама сказала, что медвежатам ночью вредно бегать и охотиться!». Используйте вместо отметок призы – листочки, шишки, жёлуди (можно вырезанные из бумаги). Убедитесь, что дети умеют считать до 5 и понимают, какая отметка хорошая, а какая плохая. Игра «Лесная школа» – удобная и увлекательная форма для неназойливого сообщения знаний в первую очередь по предметам естественного цикла.


«Первоклассник».
В этой игре закрепляются знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе, воспитывается желание учиться, собранность, аккуратность. Игра может проводиться как в семье с одним ребёнком, так и с группой детей.

На столе у взрослого лежит портфель и несколько предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расчёска. После напоминания о том, что ребёнок скоро идёт в школу и будет сам собирать свои вещи, ему предлагают посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребёнок аккуратно сложит все нужные для учёбы вещи и закроет портфель.

Возможные модификации: если участвуют несколько детей, ввести элемент соревнования, если один ребёнок – считать до 5.

И в заключение, для того, чтобы узнать, насколько Ваш ребёнок информирован о школьной жизни, предложите ему ответить на вопросы:

-Как обращаются к учительнице?

-Как привлечь к себе внимание на уроке, если нужно о чём-то спросить?

-Что такое урок?

-Как узнают, что время начинать урок?

-Что такое перемена?

-Для чего нужна перемена?

-Как в школе называется стол, за которым дети пишут?

-Что такое отметка?

-Какие отметки хорошие, а какие плохие?

-Что такое школьный дневник?

-Что такое каникулы?

Важно, чтобы ребёнок ответил принципиально верно, можно и без уточнений.



«Рисуем узоры».
А в эту игру можно играть и с одним ребёнком, и с группой детей.

Ребёнку даётся лист клетчатой бумаги. Ведущий говорит: «Сейчас мы будем учиться рисовать разные узоры. Постарайтесь, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого слушайте меня внимательно – я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду называть. Когда нарисуете одну, ждите, когда я назову следующую. Каждую линию начинайте там, где кончалась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните её в сторону. Сейчас вы показываете направо. А где левая рука? Молодцы.

Начинаем рисовать первый узор. Поставили карандаш, рисуем линию: одна клетка направо, одна клетка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вниз, одна налево, одна вниз, одна налево, одна вверх, одна налево, одна вверх. Что у нас получилось? Правильно, крестик».

Родители сами могут придумывать узоры, усложнив задание и включив в него движения карандашом вниз, вверх, вправо, влево на разное число клеточек (до трёх в одну сторону). После того, как ребёнок выполнит ваше задание, предложите ему самостоятельно продолжить этот узор.



«Отгадай!».
Водящий ребёнок выходит из комнаты. Остальные договариваются, что они будут показывать, когда водящий вернётся. Вернувшись (по сигналу) водящий здоровается и спрашивает: «Что вы делали, пока меня не было?». Остальные участники игры по очереди жестами показывают, что они делали (подметали, рисовали, пили, ели, играли в мяч, копали, мыли руки, читали и т.д.). Выигрывает тот водящий, который быстрее и правильнее угадает, чем дети занимались в его отсутствие (дети могут ограничить его время на обдумывание – считать до 5, или до 10). Если водящий угадывает за это время, он получает приз – по его заданию дети изображают «живую» картинку без слов из сказки.



«Пожалуйста!».

1-й вариант. Все участники игры и ведущий становятся в круг. Ведущий показывает движения (физкультурные, танцевальные, шуточные). Он просит их повторить, обращаясь к одному из игроков по имени. Играющий ребёнок должен повторить движения ведущего только в том случае, если к просьбе добавляется слово «пожалуйста». Тот ребёнок, который ошибся, должен представить фант: выйдя на середину, выполнить задание (улыбнуться, попрыгать, спеть песенку, рассказать стишок и т.д.).
Sukkub

Сообщение Sukkub »

Тесты для изучения различных свойств памяти ребёнка.

Тест для оценки механической памяти и способности к осмысленному запоминанию.
Механическая память – это способность запоминать и воспроизводить. Ребёнку зачитываются пары слов, которые он должен запомнить:
ТАРЕЛКА – СУП
ЗИМА – СНЕГ
КАРАНДАШ – БУМАГА
МУЛЬТФИЛЬМ – ТЕЛЕВИЗОР
САПОГ – НОГА
ПОЧТА – ПИСЬМО
БУЛКА – МУКА
МАШИНА – ДОРОГА
БУКВЫ – КНИГА
РЫБА – ВОДА
Затем зачитываются только первые слова, а ребёнок называет к ним парные. Подсчитываются правильно воспроизведённые пары слов. Это показатель смысловой памяти. Затем зачитываются другие пары слов:
КНИГА – ОКНО
РУКА – ТУЧА
ВИЛКА – ДЕЛО
СОСНА – ЛОЖКА
СПИНА – ЛАМПА

КОРОВА – СТОЛ
ЯЩИК – ПАЛЕЦ
ЧИСЛО – КРЫША
НОЖИК – ЛЕТО
КОРЗИНА – СВЕЧА
Вновь ребёнок повторяет те слова-пары, которые он запомнил (ему зачитываются только первые слова в паре). Осуществляется подсчёт только правильно воспроизведённых слов. Это показатель механической памяти. Сравните результаты первого и второго тестов, и вы узнаете соотношение механической и смысловой памяти ребёнка.


Запомни слова (тест на слуховую память).
Этот тест на кратковременную и долговременную слуховую память.
Прочитайте ребёнку 10 слов:
СТОЛ, ТЕТРАДЬ, ЧАСЫ, КОНЬ, БРАТ, ЯБЛОКО, СОБАКА, ОКНО, ЛАМПА, ОГОНЬ.
Попросите его повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке. 6-7-летний ребёнок повторяет, как правило, 5-6 слов. Это показатель хорошей кратковременной памяти. Назовите ребёнку те слова, которые он не назвал, и так повторяйте 5 раз. Обычно к пятому повторению ребёнок называет 9-10 слов. Вернитесь к этому упражнению через 1 час и, не называя слов, попросите ребёнка вспомнить их. Долговременная память для ребёнка 6-7 лет считается хорошей, если он припомнил 7-8 слов.


Запомни фразы (тест на оценку смысловой памяти).
Прочитайте ребёнку фразы:
Осенью идут дожди.
Дети любят играть.
В саду растут яблони и груши.
В небе летит самолёт.
Мальчик помогает своей бабушке.
Попросите ребёнка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно.
Если с первого раза ребёнок не смог повторить все фразы, прочитайте их ещё раз. Ребёнок 6-7 лет обычно справляется с этим заданием после 2-й или 3-й попытки.


Запомни рисунки (тест на оценку объёма кратковременной зрительной памяти).
Ребёнку показывают рисунок с изображением разных фигур, просят его рассмотреть этот рисунок очень внимательно и запомнить фигуры (их всего 9). Далее ребёнку показывают другой рисунок, на котором есть 9 изображений с первого рисунка и ещё 6 других, и просят его показать все 9 картинок из первого рисунка. Время демонстрации первого рисунка – 30 секунд. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребёнка и вместо неё показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребёнок не узнает все изображения, но не дольше, чем 1,5 минуты. В среднем дети 6-7 лет узнают не менее 6-8 изображений за 1 минуту.
Sukkub

Сообщение Sukkub »

Игры на развитие памяти.

Cегодня мы дадим Вам некоторые рекомендации, которые помогут укрепить и развить память ребёнка. Упражнять память не только можно, но и нужно. И лучше всего заниматься этим целенаправленно и начиная с раннего возраста.

Сначала – немного теории. Память – это свойство психики воспринимать, сохранять и воспроизводить некоторую информацию, которая может иметь самую разную форму и содержание. Можно помнить ощущения и образы, которые мы получаем благодаря нашим органам чувств: зрению, слуху, обонянию, вкусу, осязанию. Можно помнить лучше других стихи и прозу, лица людей, даты, фамилии, номера телефонов, дорогу. Память лежит в основе способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений. Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Тренируя память Вашего ребёнка, Вы, возможно, воспитаете будущего полиглота (от греческого «многоязычный»). Но даже если Ваш малыш и не будет разговаривать на 19 языках, как известный русский поэт Брюсов, хорошо тренированная память, несомненно, поможет ему в учёбе.

Дети-дошкольники обладают удивительной памятью. Многие родители с удивлением отмечают, что их ребёнок без лишних усилий может цитировать рекламные ролики или с точностью воспроизводить диалоги из мультика или бразильского сериала. Однако родители и учителя часто жалуются на плохую память ребёнка, особенно в первом классе. Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей и т.д. Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе. В тестировании и коррекции памяти ребёнка нужно ориентироваться на смысловую память и показывать ребёнку различные приёмы, которые помогают лучше запоминать.
Актёры, заучивающие наизусть многие страницы текста роли, не имеют этого навыка от рождения, а приобретают его благодаря упражнению. Для ребёнка память – это основной способ познания и привыкания к миру. Он запоминает язык и уже потом, встречая повторяющиеся звукосочетания, учится соотносить их с ситуацией и таким образом постигать значение слов. Он запоминает правила, предложения, таблицу умножения, чтобы затем понять их смысл, а пока не понял – пользоваться механически, доверяя своей памяти.

Характерно, что у детей лучше сформирована память на эмоции и образы, чем на слова и символы. Поэтому хорошо, если в обучении Вы будете использовать иллюстрации, рисунки самого ребёнка. Важно также знать, что у разных детей может главенствовать либо зрительная, либо слуховая, либо моторная память, в зависимости от этого будет более эффективным то показывать детям картинки, то объяснять и диктовать, то просить самого ребёнка обвести букву или воспроизвести изображение. Однако учтите, что 80% всей информации человек получает всё-таки благодаря зрению и слуху.
А сейчас мы дадим Вам несколько игр и заданий, которые Вы можете использовать для занятий по укреплению и развитию памяти ребёнка.

«Отгадай-ка!»
Дидактическая игра для развития памяти, внимания и речи. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребёнком. Задание состоит в том, что ребёнок должен по памяти выразительно описать какой-либо из находящихся в комнате предметов, так, чтобы партнёры по игре угадали, что это. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его. После того, как ведущий объяснил правила игры, а дети подготовились к ней и выбрали свой предмет, водящий даёт в руки любому игроку камушек как приглашение к началу рассказа. Получивший камушек рассказывает о загаданном предмете. Когда предмет отгадан, камушек передаётся следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из играющих не придумает свою загадку.
Взрослый следит за тем, чтобы назывались существенные признаки, остальные участники имеют право задавать наводящие вопросы, однако надо дать возможность водящему достаточно полно описать предмет. В конце игры можно раздать сладкие призы.

«Вспомни фигуру»
Для этой увлекательной игры понадобится 10-30 палочек (можно спичек или счётных палочек). Играть лучше вдвоём. Ведущий складывает из палочек фигуру (домик, ёлочку, звёздочку), даёт рассмотреть и через 2-4 секунды закрывает фигуру листом бумаги. Другой участник игры должен за это короткое время запомнить фигуру, а затем по памяти выложить её из палочек в точном соответствии с образцом. По окончании игры фигуры сверяются, если есть расхождения, исправляются. Если палочка пропущена или положена неправильно – это считается ошибкой. Задание можно усложнить, предложив выложить сразу несколько фигурок или сократив время запоминания до 1-2 секунд. Не расстраивайтесь, если ребёнок не сумеет с первого раза правильно выложить фигурку – это очень сложное задание.


«Игрушки-непоседы»
На столе расставляются в любом порядке 10 игрушек или предметов. Попросите ребёнка внимательно посмотреть на них в течение 10-20 секунд, а затем отвернуться. Вы в это время переставляете игрушки в другом порядке, можно даже убрать 1-2 игрушки, и после этого предложите ребёнку расставить всё, как было раньше. Если он вспомнил 6 и меньше предметов, нужно ещё поупражнять память и внимание, если вспомнил 7 или больше – прекрасный результат! Если хотите, и Вы поучаствуйте в этой игре, пусть ребёнок проверит Вашу память и внимание.


«Вместительный чемодан»
В эту игру можно играть и вдвоём, но лучше – компанией из 3-5 человек. Взрослый начинает игру вот такой фразой: «Бабушка укладывает в свой чемодан… расчёску», следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: «Бабушка укладывает в свой чемодан расчёску и… тапочки» и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока ряд предметов, укладываемых в бабушкин чемодан, не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести. У детей это может быть 18-20 предметов. Если кто-то в процессе игры забывает один из предметов, ему вручается фант и даётся задание (нарисовать бабушку, посчитать все расчёски и тапочки в доме и т.д.).


Упражнения для развития литературной памяти.
Очень полезно для развития памяти ребёнка читать ему (и вместе с ним) стихи. Это занятие не может быть лишним ни в каком возрасте и, помимо общеразвивающего эффекта, помогает привить ребёнку литературный вкус и способствует эмоциональному сближению членов семьи. Начинать следует со стихов хорошего ритма и яркого содержания, если же Вы предпочитаете переводы, то пусть это будут классические образцы – произведения С.Маршака, Б.Заходера, К.Чуковского. Начинайте с четверостиший, постепенно увеличивая объём стихотворного текста, который нужно запомнить и прочитать наизусть. Старайтесь читать текст не торопясь и выразительно, приучая к этому и ребёнка. Поставьте перед ребёнком цель – запомнить стихотворение с четвёртого (третьего, второго) раза. Поощряйте интерес ребёнка к чтению – покупайте яркие, красочные, содержательные и увлекательные книги. Можно устроить конкурс юных чтецов, пригласив друзей Вашего ребёнка, призами могут быть книги или лакомства.

«Дверная скважина».
Эта игра предназначена для развития зрительной памяти и пространственного мышления. Для игры необходимо подготовить небольшую яркую и подробную картинку и лист бумаги, примерно в 4 раза превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверной скважины. Картинку до начала игры не должен видеть ни один игрок. Играть в эту игру лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с «дверной скважиной» и кладёт её перед играющими. Рассматривать картинку можно только через вырезанную «дверную скважину», постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают картинку одновременно, но каждый водит верхним листом по картинке в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В конце игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Этот игрок и сменяет ведущего. Начинается рассматривание другой картинки.

Иванова Е.В.
Sukkub

Сообщение Sukkub »

Как помочь детям учить уроки

Какими бы способностями ни обладал ребенок, учеба, выполнение домашних заданий для него всегда тяжелый труд. Существует ряд условий, с помощью которых можно помочь ребенку значительно справляться с домашними заданиями. Это звучит парадоксально, но прочнее запоминаются незаконченные действия. Поэтому есть смысл не требовать от ребенка жесткой последовательности при выполнении домашних заданий. Например, сначала ребенок читает (может быть, бегло) параграф по географии, затем переходит к домашнему заданию по иностранному языку, а после этого возвращается к учебнику географии. Результат может удивить: много запомнилось и каким-то образом сохранилось в памяти.

В психологии известен так называемый «эффект начала и конца». Успешнее всего запоминается информация, которая обсуждалась в начале урока и в конце, или в начале параграфа и в завершении его. Если наиболее ценная информация содержалась в середине параграфа, то необходимо акцентировать внимание ребенка на ней. Например, дать установку на запоминание: «Это необходимо запомнить!»

Эффективность запоминания зависит от времени занятий. Дисциплинами, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня. Самое удобное время – около 11 часов. Во второй половине дня самое благоприятное время для запоминания – около 16 часов. Поздно вечером не стоит учить стихи, заучивать новые иностранные слова, лучше в это время заняться повторением.

Оказывается, что материал, который вызывает эмоции, запоминается быстрее, прочнее, охотнее. Желательно, чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае человек способен запомнить в два раза больше. Взрослый, при желании, может создать для ребенка положительную атмосферу несколькими фразами, например: «Посмотри, какое красивое, необычное слово…» и т.д. Используйте эти несложные правила, чтобы ваш ребенок получал только положительные эмоции от выполнения домашних заданий.

Татьяна Нистоцкая
Sukkub

Сообщение Sukkub »

Готовимся к школе. Первый раз в первый класс
Часть 1

Даже школьникам со стажем бывает трудно адаптироваться после лета. А если ваш ребенок первоклассник, то ему будет еще сложнее...

Поэтому при подготовке ребенка к школе нужно не только делать упор на развитие навыков чтения, письма и счета, но и не забывать о психологической стороне вопроса (развивать память, внимание, воображение, логическое мышление и т.д.).

Другая проблема первоклассника — неумение распоряжаться собственным временем. Здесь поможет распорядок дня:

13.00—14.00 — обед
14.00—16.00 — отдых, прогулка
16.00—18.00 — домашние задания

Соблюдение этого ежедневного ритуала сделает ваше чадо более дисциплинированным и ответственным, а также научит его ценить время. Главное — при составлении распорядка дня учитывать, что активные фазы мозговой деятельности ребенка приходятся на периоды с 10.00 до 12.00 и с 16.00 до 18.00.

Приступая к работе над домашними заданиями, наведите порядок на столе и уберите все, что может отвлечь внимание ребенка. Нагрузку распределяйте равномерно, устраивая время от времени перерывы по 5—10 минут. Начинать следует с того предмета, который дается ребенку труднее всего.
Sukkub

Сообщение Sukkub »

Готовимся к школе. Первый раз в первый класс
Часть 2

Успех напрямую зависит от уверенности человека в собственных силах. Поэтому очень важно поддерживать в ребенке не только интерес к школе, но и уверенность в собственной значимости.

Не стоит покупать детям самый дорогущий портфель, самые дорогие ручки, все самое дорогое... «Как ты мог, да ты знаешь, сколько это стоит?!» - возможная последующая реакция на сломанные или потерянные вещи. А ребенку все равно, сколько это стоит, но страх и обида из-за вашей реакции в душе остаются.

Если вы замечаете, что у вашего ребенка не складываются отношения с одноклассниками, значит, пора с ребенком поговорить «по душам». Ребенок должен чувствовать, что родители – его лучшие друзья. Предложите ему порассуждать о том, какого друга он хотел бы иметь и является ли он сам таким другом. Ребенок должен понять, что только в том случае, если он сам будет хорошо относиться к людям, они так же будут относиться к нему.

Ребенку всегда лучше положить с собой в школу две конфетки, два яблока, чтобы он имел возможность поделиться с другом. Чтобы он не стоял один на переменке, не жевал бы свое яблоко где-то в углу, вдали от всех...

Для ребенка в первом классе авторитет учителя является обязательным. Даже если вам, родителям, что-то не нравится, не следует говорить об этом ребенку.

Если ваш малыш не интересуется книгами, то можно попробовать сводить его на экскурсию в книжный магазин. Обилие ярких изданий пробудит в нем интерес к чтению. Читайте вместе с ребенком, читайте по очереди!

Любая совместная деятельность сближает, даже если это игра. Настольные игры, головоломки, шашки и шахматы, ребусы и кроссворды - все это способствует развитию мышления, памяти, воображения, концентрации и переключению внимания, да и просто доставляет удовольствие детям и взрослым!
Sukkub

Сообщение Sukkub »

Готовимся к школе. Первый раз в первый класс
Часть 3

"Выученный неуспех", или повышенные требования родителей

«Выученный неуспех». Так называют состояние, когда человек заранее считает, что у него ничего не получится, и поэтому даже не пробует решить трудную задачу, не стремится учиться чему-то новому. У окружающих создается впечатление, что ребенок ленится, раз не хочет даже попытаться. Однако именно родители виноваты в том, что у ребенка опустились руки, и он перестал верить в собственные силы. Ведь все его достижения обесцениваются завышенными требованиями со стороны папы или мамы.

Некоторые родители, хотя и считают своих детей умными и способными, чаще обращают внимание на ошибки и неудачи ребенка, чем на его успехи, пытаясь тем самым побудить его стараться еще больше.

Однако постоянное подчеркивание недостатков приносит огромный вред - школьник приходит к выводу, что, несмотря на все свои старания, он неспособен оправдать ожидания родителей. Ребенок перестает верить в свои силы, теряет интерес к любой творческой деятельности. Даже став взрослыми, такие люди все время стремятся кому-то доказать свою компетентность и значимость.

Поэтому необходимо показывать ребенку, что вы рады его даже небольшим успехам. Нельзя сообщать ребенку, что он не оправдал ваших ожиданий... например, в области математики. Возможно, он станет гуманитарием или человеком искусства.

Приучайте ребенка поддерживать тонус организма. Лень принимает наиболее катастрофический характер в тех случаях, когда человек устает физически или душевно. Каждый выходной должен быть наполнен действительно отдыхом, а не ударным трудом на даче или ремонтом. В любом трудном и скучном деле научите ребенка находить приятное или делать перерывы, чтобы, например, выпить стакан сока, поиграть с собакой, почитать любимую книжку. Отмените ночные посиделки перед телевизором или за компьютером (это правило, как и все остальные, должно быть общим для всей семьи).


Автор: Елена Кириллова
Sukkub

Сообщение Sukkub »

Папа решает, а Вася сдает

А ты со своим сидишь? – с видом заговорщика спрашивает мама первоклассника у более опытной подруги. Та сразу понимает: речь идет о совместном «сидении» за домашним заданием. И есть много аргументов, чтобы ответить «да». Или так только кажется?


«Мой ребенок еще не готов самостоятельно делать уроки», что обычно означает: «В первую неделю у него это не получилось». Но готовность к школе и всему, что с ней связано, – это готовность потенциальная. Ваш ребенок физически здоров, у него достаточно способностей, знаний об окружающем мире и интереса, чтобы успешно учиться. Но это не значит, что он это уже умеет. Он нуждается в вашей помощи, но не «контролерской», а «организаторской».

Парадокс в том, что в школе ребенок все делает сам, иногда с помощью учителя, но объем такой помощи все равно делится на количество детей в классе. А дома он почему-то нуждается в полном контроле над выполнением задания. Получается, что в школе он волей-неволей «готов», а дома – никак нет. С одной стороны, он имеет реальный опыт самостоятельной работы, с другой стороны, дома этот опыт игнорируется, ему не доверяют. Как тут сформировать адекватную самооценку?
Sukkub

Сообщение Sukkub »

«Мой ребенок сам просит помочь ему».
Если ребенок просит объяснить новую тему или помочь решить заковыристую задачу, то никакой проблемы здесь нет. Если же он просит от вас постоянного присутствия при выполнении заданий, возможно, ему просто не хватает внимания и эмоционального общения. После всех волнений и торжеств первого сентября он без труда вычислил, что в данный момент вам важнее всего его школьная «карьера». Поэтому домашнее задание он использует, как безотказный способ побыть вместе.

Иногда, уже втянувшись в учебу, дети обсуждают, кто и что делает вместе с ними или вместо них. И ваш ребенок просто хочет быть не хуже всех. Например, дочь одной моей знакомой, отличница, пришла из школы и заявила маме: «Ты меня, наверное, не любишь!» Оказалось, что девочка узнала, что она единственная в классе, кто делает домашнее задание сама. Мама (кстати, очень теплая и отзывчивая) с трудом убедила ее, что другие дела, которыми они занимаются вместе, не менее важны для взаимопонимания родителей и детей.
Последний раз редактировалось Sukkub Вт сен 12, 2006 2:26 pm, всего редактировалось 1 раз.
Sukkub

Сообщение Sukkub »

«Я контролирую домашнюю работу ребенка, чтобы он не расслаблялся, а развивал свои способности». Но интеллектуальная одаренность и творческие задатки могут проявиться только там, где есть возможность «выйти за пределы» задания. И для этого нужно некое «пространство»: возможность заниматься в своем темпе и ритме, экспериментировать с идеями. То есть, некое разумное количество приватности и уединенности.

Без умения организовывать свою деятельность ребенок будет бросать свои идеи на стадии замысла, не воплощая их в жизнь. А что может быть более естественным тренингом организации и планирования для первоклассника, чем самостоятельное выполнение домашнего задания?
Последний раз редактировалось Sukkub Вт сен 12, 2006 2:26 pm, всего редактировалось 1 раз.
Ответить

Вернуться в «Парение с детьми ;)»