Детские и не очень сказки

Модератор: Аленка Иванова

Ответить
Sukkub

Сообщение Sukkub »

Размышления о страшных сказках

Последнее время мне все чаще приходится слышать от мам, что сказки, которые мы читали в детстве, при ближайшем рассмотрении оказываются просто жуткими и никак не подходят для гуманистического воспитания добрых и великодушных людей. Раньше я вспоминала ужасти "Тараканища" и соглашалась.
Теперь передо мной тоже встал вопрос: а что читать детенышу? Хорошо хоть, Асе пока только семь месяцев, и можно обойтись "Усатым-полосатым", "Котауси и Мауси" и чем в голову взбредет, любое ритмичное стихотворение подходит, особенно Пушкин, и, как ни странно, Пастернак. Но что будет дальше? Как быть с "Тараканищем", "Бармалеем" и русскими народными сказками? Ладно "Бармалей", но крокодил, который солнце проглотил, с ним-то как?
И решила я всесторонне изучить этот вопрос. Спросила у мужа-психолога, благо ходить недалеко, просмотрела старые конспекты университетских лекций по литературоведению, поинтересовалась у разных мам, поискала в интернете.

Начнем с выяснения сути проблемы. Что именно нам не нравится в привычных детских сказках?
Во-первых, сказки часто бывают страшные и жестокие.
Во-вторых, сказки часто не подходят к типу современного мышления. Моя знакомая представительница богатой и работающей части населения гневно восклицала: "Читать ребенку про этого бездельника Ивана-дурака, который ничего не делает, но всего добивается? Ни за что!" – далее шло подробное описание причин, по которым эта мама не любила Иванушек-дурачков и в их лице весь российский народ. Я не распространяю неприязнь к бездельникам на целую нацию, но факт остается фактом – разнообразные варианты сказок о везучести младшего придурковатого сына и его преимуществе перед старшими деловыми и энергичными братьями действительно как-то устарели. Хотя мне Иванушка-дурачок чем-то симпатичен...
Сказка несет и еще одну опасность. Специалисты по нейро-лингвистическому программированию считают, что легче всего внедрить информацию в сознание человека в форме "трехслойного" рассказа. Самый глубокий, третий, слой, "косточка" рассказа, западает в память человека независимо от его желания. Так и в сказке. Какие-то вещи, на которых и внимание-то по ходу чтения не обращаешь, вдруг позже оказываются накрепко вбиты в голову.
С помощью художественной литературы люди "репетируют" жизнь, проживают какие-то эпизоды, возможные или невозможные в реальности, делают какие-то выводы. Я полагаю, что прожитое в воображении человека для него мало отличается от реальных событий. "Если я во что-то верю, значит, оно существует". Отсюда недалеко до солипсизма, но ведь все дети через него проходят.
Так что "сказка ложь, да в ней намек...". Лишь бы это было хорошим уроком маленьким деткам, а не лишним грузом, из-за которого потом могут возникнуть трудности.

Вернемся к вопросу о страшных сказках. Какие страшные сказки вспоминаются сразу, на вскидку? То же "Тараканище" и "Крокодил". Давайте о них и поговорим. Помнится, в детстве они мне нравились, а вот сейчас мне про этого таракана читать и смешно, и жутко. А почему? А потому, что взрослый видит сказку в контексте знаний об эпохе и жизни автора, среди исторических символов и мифов. Есть такое понятие в семиотике – Фонд Всеобщих Знаний. Вот мы, взрослые, приобщены к этому фонду, и ПРОСТО ТАК ничего прочесть не можем. У нас сразу возникают ассоциации: усатый таракан – небезызвестный грузин (кстати говоря, "тараканище" написано задолго до воцарения Кацо, но это знают не все). Когда Корней Чуковский-то жил? Тридцатые годы – репрессии и чистки. Вот вам и сказочка про насекомыша и птичку. Да это надрывный крик и жалоба талантливого писателя, который вынужден реализовывать свое дарование в детских сказках и переводах! Может, так оно и было. Надо почитать мемуары Чуковского. Но наше социальное восприятие сказки не мешает детям понимать ее по-своему. Для них таракан тоже страшен, но по-другому.
У каждого человека есть своя "карта мира", и, конечно, карты детей сильно отличаются от карт родителей, так что с позиции взрослого трудно оценить, что чувствует ребенок в той или иной ситуации.
Для нас, взрослых, Ваня Васильчиков из "Крокодила" - безжалостное существо, самый настоящий чекист! А детям, вероятно, кажется, что он герой. Ребенок на другое обращает внимание, ему скорее будет важно, что зверей отпустили на свободу из клеток.
А теперь давайте разберемся, что за страх испытывают дети, читая сказки, вреден ли он, зачем он вообще нужен?
Тут как раз можно вставить модное слово "катарсис". Открываем психологический словарь.
КАТАРСИС. Буквально: "очищение" (души). Результат эстетического переживания. Включает в себя физический (облегчение физического состояния после напряжения чувств) и этический (облагораживание нравственного состояния) компоненты. Имеет несомненный воспитательный и психотерапевтический эффекты. [catharsis].

Страх, оказывается, нужен для переживания этого катарсиса, для "очищения души". Взрослые читают детективы и не думают, что это вредно. Некоторые даже смотрят "Парк Юрского периода" - страшнее фильма я не помню. Захватывающий сюжет: интрига, кульминация и... развязка. У-у-х. Вот это "у-у-х" и есть катарсис. Страшные истории позволяют пережить запретные в реальности ощущения: гнев, ненависть, агрессию, злость. Лучше злиться на подлого крокодила, пожравшего солнышко, чем на родную маму.
Всем известно, что дети школьного возраста любят садистские частушки и прочий черный юмор. Бабушки бледнеют, а чадо злорадно смеется:
Маленький мальчик рыбку удил,
Сзади тихонько подплыл крокодил.
Долго чихал крокодил-старичок -
В горле застрял октябрятский значок.
Или пионерский, кому как нравится. Причем увлекаются этим и девочки, и мальчики. А страшные истории про девочку и пианино? А "Пиковая Дама, приди к нам!" ночью в лагере? Кстати говоря, частушки, черный юмор, помогают как раз избавиться от страха, превращая страшное в смешное. В психологии это называется рефрейминг, или переформирование. Но это уже другая история.
По всей вероятности, такие жуткие ощущения нужны не только школьникам, но и маленьким детям, просто в другой форме. Тут и приходят на помощь сказки.
Конечно, сказки должны быть тщательно отобраны, и, по моему мнению, лучше всего подходят авторские варианты народных сказок и легенд, адаптированные специально для детей. И, наверное, лучше заранее вспомнить содержание книги, прежде чем читать ее ребенку. А то ведь сказки только совсем недавно стали исключительно детским развлечением. Русские народные сказки, например, были обычно в четырех вариантах: для мужчин, для женщин, для смешанной компании и детские. И между ними, по всей вероятности, была существенная разница. То же самое происходило и у других народов. В.Я Пропп выделил тридцать одну функцию сказочных героев, из них в детских сказках остаются всего двадцать. А об остальных функциях детям знать, по-видимому, рановато.
Так что, покупая ребенку румынские или китайские сказки, нужно заглянуть под обложку и посмотреть, для кого эта книжка предназначена. Для старшего дошкольного возраста? Замечательно. Для взрослых? Тоже здорово, покупайте, только от детей эту книжку лучше пока спрятать.
Разумеется, помимо страшных сказок существуют и другие, просто мне показалось важным заострить внимание именно на "опальном" виде детской литературы.
Тихие сказки, где нет конкретного злодея, нужны и полезны, лишь бы в них тоже были КОНФЛИКТ и динамика.
Конечно, если бы дети не читали страшных сказок, не встречались бы с раннего детства с отрицательными персонажами, не подозревали бы о том, что существует смерть, болезнь и прочие неприятности, они выросли бы другими. Им было бы несвойственно умение сопереживать, преодолевать свой страх, они бы не оказались причастными к мировой культуре, выраженной в сказках. Это были бы совсем другие люди, может быть, они обладали бы какими-то потрясающими качествами, но им было бы нелегко в нашем мире. А ведь растим мы детей для земной жизни.
Онтогенез повторяет филогенез, и мне кажется, что это верно не только в отношении физического развития человека, так можно сказать и о духовном росте. Известно, что дети поэтапно проходят через основные философские и религиозные учения, хоть и в примитивной форме. От пантеизма к единобожию, от Аристотеля к реалистам и номиналистам, часто дети проходят через уже упоминавшийся солипсизм. И существенную роль в преодолении уже пройденных человечеством фаз играют мифы, легенды, сказки. Так что лишать ребенка страшных сказок только на том основании, что в них присутствует жестокость, по меньшей мере, странно и опрометчиво.
Как сказала мне одна мама, " Без «Красной Шапочки» и «Тараканища» до Пушкина не добраться".
Что же читать? Вывод прост: читать то, что нравится детям. Некоторым нравится Дюма в семь лет, другим - Киплинг в два с половиной. Сомнительно, что они понимают, о чем идет речь. Дети требуют, чтобы им все читали по несколько раз, они сами доходят до смысла сказки, но для этого требуется время, может быть, несколько лет, а кто-то, возможно, только уже взрослым, читая книжку своему ребенку, вдруг проникнется сказкой и поймет что-то такое, такое... и очень обрадуется и удивится.
И еще одна любопытная вещь, вот здесь, судя по всему, и кроется нелюбовь осторожных мам к сказкам: каждый все понимает в меру собственного развития. Если подробно объяснять ребенку, зачем крокодил в "Любопытном слоненке" Киплинга тянет слоненка за нос, то, конечно, так можно и напугать. Ребенок все поймет, как говорится, своевременно или несколько позже, и торопить события - значит разрушать волшебство сказки. Все мы хорошо помним собственное отношение к книгам, пройденным в школе на уроке литературы. Я, например, возненавидела "Мастера и Маргариту" после того, как мне рассказали о том, КАК сделан роман, прокомментировали все темные места и попросили написать три сочинения. Так было сломано чудо. Но школа - это школа, и дети все-таки постарше, и цель изучения литературы в школе немножко другая.

Я еще не знаю, что надо читать, и во всем здесь полагаюсь на чужой опыт за неимением своего, но вот что не надо читать, я уже поняла. Ненавистную мне с детства Агнию Барто и с недавнего времени Елену Лаврентьеву я моей Асечке читать не буду.
"Я, друзья, совсем не прочь,
Чтоб Буренкой звали дочь"
"Целый день поет петух.
У него прекрасный слух".
Под предлогом того, что ребенок маленький и якобы все равно ничего не понимает, читать ему эти, мягко говоря, некондиционные стишки - значит проявлять к нему непростительное неуважение.
О своей дочке я могу сказать, что покамест ей нравятся мелодичные стихи (что мама с папой вспомнят) и красивые художественные альбомы. Еще одно любимое дело - рвать на части журнал "Итоги" и грызть детские картонные книжки. Те самые, Лаврентьевой и Дружининой. На погрыз и они сгодятся. Этим наше приобщение к мировой литературе пока и ограничивается. Но Асе всего семь месяцев, и что будет дальше, мне неведомо. Но смею надеяться, Бродский, Пушкин, Мандельштам, Пастернак, Ахматова, Хармс, Заболоцкий западут ей в память. Может, ей потом, в юности, легче будет запомнить эти стихи.


21.02.2001
Ксения Владимировна Долинина


обсудить на форуме
Людмила Колодяжная

Детские и не очень сказки

Сообщение Людмила Колодяжная »

Возможно, это лишь я зацикливаюсь на каких-то местах в детских сказках, но меня многое коробит.
Вот сейчас бабушка читала Кате и Мише сказку "Огниво" - там солдат взял и отрубил старухе голову за то, что она не сказала для чего ей это огниво нужно... :o
и вроде бы дети даже не акцентируют внимание на таких моментах - то ли слушают не внимательно, то ли это в их понятии нормально? :? то ли я чего-то не понимаю? :(
Более того, стали попадаться книги, в которых пересказаны старые, написанные хорошим русским языком сказки. У нас вот оказался адаптированный "Кот в сапогах" - там принцесса в Маркиза Карабаса влюбилась еще тогда, "как он голый и мокрый стоял" :o , а уж как его приодели - она от него вообще без ума оказалась. На книжкных прилавках видела даже книгу по мотивам Сутеева...

Вот, я лично читаю детям книги, чтобы на примерах поступков персонажей - подумать-поразмышлять, показать разные ситуации и т.п. Но во многих сказках попадаются положительные герои, которые и не совсем положительные, однако, все у них хорошо, да гладко складывается, и в финале для каждого своя прЫнцесса находится...

А как Вы относитесь к "подтексту" в детских книжках? У Вас дети обращают внимание на какую-либо несправедливость/неточность/т.п.?
Аватара пользователя
marta
FlyTeen
FlyTeen
Сообщения: 324
Зарегистрирован: Сб янв 20, 2007 7:40 pm
Откуда: Харьков
Поблагодарили: 7 раз

Сообщение marta »

Эту фишку только взрослые замечают, а есть она практически во всех сказках, особенно в народных. А детя м вроде все так и должно быть. Наверно есть в этом какая то сермяжная правда. Мы вот русские народные щас читаем, так там вообще на каждом шагу... то родные братья на кусочки изрубили, то Иван Царевич откровенно ворует, и все нормально, я раньше тоже по этому поводу удивлялась, а теперь думаю, что есть какая то тонкость психологическая, зачем это нужно.
новая жизнь
раскатилась весенним ручьем
Людмила Колодяжная

Сообщение Людмила Колодяжная »

marta, тогда объясните мне кто-нибудь - а зачем? это нужно...

оффчик: а у Вас старшему ребенку сколько? :D

Я вот больше люблю пусть "моралистические" и немножко ненатуральные рассказы Осеевой...
А еще хочу найти сказки, где бы зло добро побеждало - есть такие? (ну, вот "Русалочка" грустно заканчивается - но это все ж не то)
Аватара пользователя
Anita
FlyLady
FlyLady
Сообщения: 2449
Зарегистрирован: Вс май 07, 2006 10:26 am
Откуда: Israel
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение Anita »

Игаль когда был маленький, он очень любил Винни Пуха, сказки братьев Гримм, Карлсона, Пеппи..это читалось и перечитывалось каждый день.
One life. Live it well.
Аватара пользователя
marta
FlyTeen
FlyTeen
Сообщения: 324
Зарегистрирован: Сб янв 20, 2007 7:40 pm
Откуда: Харьков
Поблагодарили: 7 раз

Сообщение marta »

Людмила Колодяжная, старшему почти 14.
Зачем нужно - не знаю, надо подумать. Я все равно люблю, какие бы ни были, все эти сказки, есть в этом правда жизни.
А вот моралистических произведений не люблю. Помнится, в детстве терпеть не могла притчи Толстого, и до сих пор от них с души воротит, и дети их не любят, хотя там все правильно...
А почему дети так часто любят отрицательных персонажей и играют в них, и это гораздо привлекательнее, чем положительные. Яркий пример - аудиосказочка "Голубой щенок", и мульт есть такой. Какие обаятельные кот и пират, и какие ниочемные хорошие герои.
А сказок с плохим концом у Андерсена много, точнее он там всегда сомнительный... Почти сплошь такие сказки... И у Уайльда есть, "Счастливый принц" по моему... Очень грустная сказка...
Я давно этим вопросом задаюсь, ответа пока не нашла. Знаю только, чтодля меня эти жестокости были в детстве и гармоничны, и оправданы.
новая жизнь
раскатилась весенним ручьем
Аватара пользователя
fenix
FlyTeen
FlyTeen
Сообщения: 647
Зарегистрирован: Ср фев 07, 2007 11:38 pm
Откуда: Bonn
Поблагодарили: 21 раз

Сообщение fenix »

А сколько подобных выражений мы в обыденной жизни используем, даже не замечая, что говорим? " Я была готова разорвать его на кусочки!" "Задушила бы!" " Убила бы мерзавца!" Да вспомните у Булгакова,на вопрос что с конферансье сделать, не подумав кричат:" Голову ему оторвать!" А на самом-то деле, кошмар какой! А вообще так много правды в сказках запрятано. От непонятного когда-то"русского духа" и до ребуса синей бороды, который мне прояснил ситуацию, когда я в глубокой депрессии была. А до того ведь не понимала, о чем этот ужасник.
Людмила Колодяжная

Сообщение Людмила Колодяжная »

fenix, у меня были непонятки другого рода - но тоже примечательные... в кино про Буратино есть песенка, в ней строчки: "Поучайте лучше ваших паучат" (я этих паучат воспринимала как ПОучат - то есть найдется кто-то, кто сможет научить лучше Вашего... о, как...)

Недавно с ребенками читали Энде "Бесконечную книгу" - там мальчик Атрей жертвует собой, чтобы спасти страну (ну, потом получается, что он остается жив и т.п. - но не в этом суть) - мой ребенок упорно твердил, что он бы так не сделал! Нет и все тут! Я ему объясняю, что погибнут все, вся-вся страна исчезнет и больше никогда ее не будет. Погибнет с ней все живое, все, кто живут в ней и т.п. - Нет и все тут!... Я бы что-нибудь еще придумал. - ЧТО? - Не знаю. - Ну, а если не успеваешь придумать? - Я бы так не сделал ... у нас прямо сказка про белого бычка получилась с ним - возраст что ли не подошел еще - не понимает?
Аватара пользователя
jenya_kustik
Сообщения: 82
Зарегистрирован: Вт янв 09, 2007 11:55 pm
Откуда: Москва

Сообщение jenya_kustik »

Людмила Колодяжная, почитайте Хроники Нарнии К.С. Люиса. Там 7 сказок. Потрясающая вещь! По одной из сказок уже фильм сняли "Лев, Колдунья и платяной шкаф". Там и приключений и морали хватает, но мораль та совсем ненавязчивая, и герои с недостатками бывают, как в жизни. Моей очень нравятся эти сказки.
Аватара пользователя
Катер
FlyLady
FlyLady
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: Ср июн 14, 2006 2:40 pm
Благодарил (а): 121 раз
Поблагодарили: 1722 раза

Сообщение Катер »

Людмила Колодяжная, русские народные все такие. Я в ужасе была, все, и курочка Ряба и Теремок. Я читаю дочке. а сама не могу понять: почему я этого в детстве не замечала? Книга та же самая, я тоже, только старше. Таким образом народ готовил детей к жизни реальной? Все яги-кащей - это представители "того света", избушка без окон, без дверей - гроб, вообще много интересного. Не надо относиться к этому, как к пропаганде жестокости и насилия. Красную шапочку тоже съели. В одних сказках Иван ворует, в других - своим телом птицу кормит. Так что не все однозначно.
Всё получается! Всё сбывается!
Аватара пользователя
marta
FlyTeen
FlyTeen
Сообщения: 324
Зарегистрирован: Сб янв 20, 2007 7:40 pm
Откуда: Харьков
Поблагодарили: 7 раз

Сообщение marta »

Людмила Колодяжная, так это понятно, почему он так отреагировал, он просто видимо в таком возрасте, в котором просыпается страх смерти, я себя помню, какое это сильное чувство. Тоже что угодно бы сделала, только бы не умирать. Зато сейчас сыну 8 и он произносит тексты, что готов отдать жизнь за Родину, а в пять -шесть и близко такого не было. А я то еще в духе атеизма воспитывалась, так для меня это ваще ужас был:умрешь и ничего не останется. А своим сейчас объясняю, что только тело умирает, а душа бессмертна, так они гораздо спокойнее к смерти относятся, и в сказках во всех та же идея. У нас и "Нарния", И "Бесконечная книга" любимые сказки. Я как раз сейчас перечитываю сама, а еще у Энде есть чудные истории про Джима Пуговку, хороший писатель.
новая жизнь
раскатилась весенним ручьем
Аватара пользователя
Облако
FlyTeen
FlyTeen
Сообщения: 674
Зарегистрирован: Пн фев 20, 2006 11:19 am
Откуда: Санкт-Петербург (Петродворец)
Поблагодарили: 11 раз

Сообщение Облако »

То, что дети сказки совершенно по другому воспринимают это точно. Сейчас перечитываю многое с ребенком и удивляюсь, сколько там еще всего понапихано, а в детстве все это не замечалось. Мне кажется, просто дети все, что им не понятно, пропускают.
Даже та же сказка о царе Салтане. Вроде и знала я в детстве практически наизусть. А перечитала во взрослом состоянии, а там и об отношениях взрослых и религиозные моменты есть, а я ничего этого с детства не помню, помню про белку, богатырей и т.п., т.е. то что мне в детстве было интересно и понятно.
А "Хроники Нарнии" я слушала радио спектакли. Мне они как раз почему-то очень нравоучительными показались. Там слишком явно прописываются все бибилейские сюжеты. Но это чисто мое мнение. Надо наверно книги вживую почитать.
Опять же читала дочке Пиннокио. Тоже там всякие жестокости встречаются, меня передергивает, а дочка их не замечает.
И вообще это очень интересно - влияние сказок, где закладываются какие то поведенческие модели. Та же Красная шапочка по сути модель поведения девочки с незнакомым мужчиной. На каком то этапе их полезно читать ребенку, а на каком то лучше не стоит.
А вариаций сказок очень много: помню была у нас книга "Теремок" - очень красивая, но заканчивалась тем, что медведь все ломал и все. Ребенок книгу очень любил, а я не могла примириться с таким концом. Взяла сама распечатала нормальное окончание на принтере, где они вместе новый дом построили и доклеила на последней странице.
Последний раз редактировалось Облако Чт апр 26, 2007 8:30 am, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
pedagogichka
Сообщения: 48
Зарегистрирован: Чт мар 15, 2007 9:24 pm
Откуда: СПб, Веселый поселок

Сообщение pedagogichka »

Катер, права! Действительно раньше к смерти совсем по другому относились, чем сейчас. Раньше детей готовили к этому с пеленок. У меня даже есть газета где-то "Детский сад" вроде называется, так там весь номер со стихами для детей, посвященных детской смерти! Это в журнале напечатали чью-то книгу, которую читали детям. Я читала, а у самой слезы на глазах.
Людмила Колодяжная

Сообщение Людмила Колодяжная »

jenya_kustik, а мы уже читали:) правда, скоро опять читать - дочка (ей сейчас 6 - тогда, когда читали, думаю половину поняла, а то и меньше)- так что у нас книжки возвращаются:)
Катер, после того, как съели Красную Шапку, волку вспороли живот охотники, и вышла бабушка и Шапочка живы-здоровы... :lol: меня такая концовка убила окончательно! :lol:
marta, вот моему как раз 8...
Облако, я где-то читала разгромную статью по поводу влияния на детей книжек Дж.Роулингз - про Гарри Поттера - какой он инфантильный, убогий и т.п. - а вот когда сама читала про Гарри Поттера (большая уже была) - я вообще ничего из написанного ТАМ НЕ заметила - прочитав статью и задумавшись, пришла к выводу: что, да - как к этому относится, можно увидеть черное, а можно белое - а перед тобой всего лишь зебра :)
Аватара пользователя
fenix
FlyTeen
FlyTeen
Сообщения: 647
Зарегистрирован: Ср фев 07, 2007 11:38 pm
Откуда: Bonn
Поблагодарили: 21 раз

Сообщение fenix »

В старых сказках нет длинных диалогов, зато есть ритмика и действие. Сюжет хорошо структурирован, многое для детей узнаваемо, а зло описано схематично, но с какой-нибудь деталью (костяная нога). Кроме того оно не однозначно ( то помогает, то вредит, то на царевне жениться хочет, не съесть, не продать, а жениться). Поэтому сказки и держат в напряжении, а не в страхе. Поэтому дети их и любят. А нас, как видите, они о многом задуматься заставляют, даже сейчас в покое не оставляют. Так что классические сказки это высокое искусство.

А Поттера обожаю, тем более, что немецкий перевод на редкость великолепен.
Ответить

Вернуться в «Парение с детьми ;)»