"Воспитай правильно"

Модератор: Аленка Иванова

Ответить
Аватара пользователя
Sulamita
FlyLady
FlyLady
Сообщения: 1136
Зарегистрирован: Сб апр 15, 2006 5:02 pm
Откуда: Россия, Новороссийск
Поблагодарили: 30 раз

Сообщение Sulamita »

Катер, помогает. Но все равно вылазит какой-нибудь бесенок и кажеться, что все усилия напрасны.

Вот как бывает. Встаем утром. Ребенок - ангел во плоти. Добрая, ласковая, послушная. С нами, родителями, с сестренкой. Готова помочь и помогает. Не нарадуешся. Проходит какое-то время, она просит посмотреть мультики. Ну, думаешь, хорошо вела - заслужила.
Смотрит по Джетиксу один мульт, другой, на третьем получает предупреждение - пора заканчивать. (соглашается). После третьего говоришь: "Выключай". Вот тут и начинается. Сначала тянет время. Затем переключает без разрешения каналы - получает нагоняй - выключает. Начинает бродить по дому и гнусавить - чем мне заняться, мне скучно.

Говорю - поиграй с сестрой. Неохотно начинает. Потом слышу ее крики, причем грубые - Ника не трогай, Ника не лезь. Прихожу выяснить. в чем дело - оказывается, что Настя так с Никой играет, определив ей роль зрителя и не разрешая прикоснуться ни к одной игрушке. Независимо от того с какими игрушками они выбирают играть.

И так в течение дня по нарастающей. К вечеру, постояв пару раз в углу, получив подзатыльников, "обвешанная" нравоучениями Настя торжественно обещает, что завтра будет хорошей девочкой :?
Завтра все начинается сначала.....
Хорошо там, где я есть.
Sukkub

Сообщение Sukkub »

Sulamita, я завтра выставлю одну идейку (правда мною еще не опробованную) по поводу непослушания :D
Хольчик

Сообщение Хольчик »

Sulamita, нужно переставить местами сестру и мультики - тогда пойдет на лад. А то получается - оторвали от интересненького и заставляют нянчить. Негативный настрой вырабатывается. Лучше позитивненько - " вот поиграешь с сестренкой - а потом давай посмотрим мультики!"
Sukkub

Сообщение Sukkub »

Как приучить ребёнка к порядку. Этот вопрос задают себе многие родители. Попробуем им помочь.


Дети не рождаются ленивыми. Ленивыми их делаем мы, родители.

Едва научившись ходить, малыш стремится навести свой порядок в шкафах и тумбах, в каструлях и ботинках. Подражая взрослым, он, как и мама, размахивает веником и орудует тряпкой, до слёз спорит, пытаясь отвоевать право помыть чашку или тарелку. Только в таком нежном возрасте человек способен получать искреннее наслаждение от наведения порядка. Родителям важно не упустить этот момент. Ничего, что на полу лужа воды, а мусор просыпан мимо ведра. Главное, что энтузиазм юного помощника вовремя подкрепляются вашей похвалой: «Спасибо, мой дорогой! Что бы я без тебя делала?»

Но чаще в ответ на хозяйственную инициативу детей мы говорим совсем другое. «Не лезь», «Не мешай», «Тебе рано», «Иди поиграй. Ты ещё маленький». Пройдёт всего несколько лет и диалог с ребёнком будет иным. «Ты должен», «Убери», «Сколько можно тебе говорить, ведь ты уже взрослый». А теперь ребёнок не хочет, не убирает, капризничает, плачет, потому что не привык. «Ты уже большой. Ты должен помогать маме», — слышит он в один прекрасный день. То, что было когда — то запретным и желанным стало обязательным и скучным. «Привычка — вторая натура», — говорит народная мудрость.Привычные ритуалы для ребёнка основа и надёжность его жизни. Изменить сложившийся стереотип поведения малышу тяжело. Примерно так же, как и взрослому. Хотите чтобы ребёнок соблюдал порядок? Постарайтесь включить уборку в режим дня, чтобы она стала такой же привычной процедурой, как мытьё рук или поцелуй перед сном. Работа в компании кажется вдвое легче. А в одиночку даже самый лёгкий труд может показаться непосильным. Помню, как мне в возрасте лет восьми предписывалось регулярно подметать пол. Какой невыносимо тяжёлой казалась мне эта работа, какими огромными становились наши две небольшие комнаты! Но стоило к уборке подключиться прочим членам семьи, как дело сразу становилось намного легче и приятней. Не бросайте ребёнка один на один с беспорядком. Пожалейте его, возьмитесь за работу вместе. Вы увидите, с какой радостью малыш будет наводить порядок, мыть, убирать. Не бойтесь, этим вы его не разбалуете. Наоборот, научите сопереживать и помогать. Ох уж эта спешка!Нам всегда не хватает пяти минут именно тогда, когда ребёнок решил помочь. У кого-то нервы сдают сразу: «Не мешай отойди!» У кого — то через пару минут: «Вот видишь, ты плохо помыл. Лучше бы я сама». Второй вариант даже хуже, чем первый, ведь он уничтожает не только инициативу, но и веры в свои силы у ребёнка. А представьте себе, как это обидно, когда на ваших глазах, кто — то переделывает только что законченную вами роботу! Не бросайтесь при малыше перемывать посуду, перестирывать вещи. Не смейтесь над его неумелостью, не ругайте, если чашка розбилась, а вода вылилась на пол: с кем не бывает! Ловкими и умелыми в одночасье не становятся. И легче приобретать этот житейский опыт , когда он одобрен щедрой похвалой. Не бойтесь перехвалить ребёнка. Благодарите за помощь, за труд, за поддержку. Они ведь действительно — самое ценное для нас.

Вносите побольше разнообразия, предоставляйте право выбора, меняйте обязанности. У наших предков дело быстрее спорилось под песню. Даже тяжёлая работа становилась легче и веселее. А если по — новому разложить в старом шкафу книжки, тетрадки или одежду, даже старый шкаф станет новым и необычным. Согласитесь, ведь это уже не скучно, а интересно! Так попробуйте превратить страшное название «генеральная уборка» в праздник, «Праздник Полного порядка». Игрушки — атрибут счастливого детства и причина семейных конфликтов. Ведь именно они, равномерно разбросанные по квартире, являються причиной несметного количества ссор и обид, капризов и наказаний. Так что же с ним всё — таки делать?
«Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — обязательно приведи в порядок свою планету», — говорил маленький Принц у Сент-экзюпери. Значит, для того, чтобы у вашего маленького принца или принцессы была возможность наводить порядок, им необходима своя «планета», пусть даже маленькая. Убирать свой уголок намного приятнее и интереснее.
Не пропустите периоды, когда дети сами стремятся убирать и расставлять вещи по своему вкусу. Первый обычно наступает в возрасте около двух лет. Малышу хочется проявить свою самостоятельность. Кроме того, он стараэтся во всём подражать маме. Второй — года в четыре. У многих детей в это время просыпается чувство красоты. Если у малыша есть свой угол, ему хочется организовать его красиво и уютно. В 7 — 8 лет у детей появляются свои секреты, и они стремятся наводить порядок в своих вещах без участия взрослого.
Постарайтесь устроить детскую так, чтобы наводить порядок в ней было легко. Для кукол, мягких зверюшек, машинок подойдут открытые стеллажи и полки. Мелкие игрушки, кубики и прочие «сокровища» очень удобно складывать в большие корзины или коробки.
Вместе с ребёнком составьте расписание его дня. Помогите малышу вспомнить все дела, которые он делает за день, листочек с расписанием пусть он украсит и повесит на стенку. И пусть там окажется специальный пункт «Наведение порядка». Тогда каждый вечер вы сможете аппелировать к этому свидетельству ваших договорённостей.
Для малышей уборка станет веселее, если её сопровождать «специальной» песенкой. Вы можете выбрать её по своему вкусу. У нас дома сигналом к началу уборки в детской служит такой напев: «Бом — бом, тили — бом, убираем всё кругом. Будет чистый наш дом, тили — бом, тили — бом».
На помощь может прийти сказка. Одно дело убирать комнату просто так, а совсем другое — готовить её к ночному визиту эльфов. Волшебные малютки любят танцевать на ковре в детской, если на полу разбросаны игрушки, резвиться им просто негде. А может быть, вечером к вашему малышу в гости приходит Оле-Лукойе, известный сказочник? Этот добрый гномик — очень большая чистюля. Увидев беспорядок, он так расстраивается, что не может вспомнить ни одной сказки.
Не нужно угрожать: «Не уберёшь — выброшу все игрушки в мусор!» Но если ребёнок не заботится о своих «друзьях», бросает их где попало, однажды ночью (ведь по ночам игрушки оживают, вы же знаете) они могут обидеться и уйти. Потом, конечно, пожалеют хозяина и вернуться при условии, что он даст честное слово заботиться о них.
Sukkub

Сообщение Sukkub »

Уроки общения с ребенком. БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ

Глава из книги Ю. Б. Гиппенрейтер " Общаться с ребенком. Как? "


- Как построить нормальное общение с ребенком?
- Как заставить его слушаться?
- Что делать, если отношения с ним совсем зашли в тупик?
Практика воспитания изобилует подобными "вечными" вопросами.
Может ли психология помочь родителям и воспитателям в их действиях?
Безусловно, может.

Начиная наши систематические занятия, хочу познакомить вас с одним общим принципом, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешны­ми. Он и будет для нас отправной точкой.

Принцип этот - безусловное принятие ребенка. Что он означает?

Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Нередко можно слышать от родителей та­кое обращение к сыну или дочке: "Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить". Или: "Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь... (лениться, драться, грубить), не начнешь... (хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)".

Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), "только если…". Условное, оценочное отношение к человеку вооб­ще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей. Пятиклассник из Молдовы нам пишет: "А за что тогда любить ребенка? За лень, за невежество, за неуважение к старшим? Извините, но я это не понимаю! Своих детей я буду любить, только если...".

Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания - главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка - и он укрепится в добре, накажешь - и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит. А потому, что воспитание ребенка - это вовсе не дрессура.

Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Делать это можно многими разными способами. Скажу пока о самых простых: приветливые взгляды, ласковые прикосновения, прямые слова: "Как хорошо, что ты у нас родился", "Я рада тебя видеть", "Ты мне нравишься", "Я люблю, когда ты дома", "Мне хорошо, когда мы вместе...".

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужны не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому. Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Мать одной пятилетней девочки, обнаружив у дочки симптомы невроза, обратилась к врачу. В разговоре выяснилось, что однажды дочь спросила: "Мама, а какая самая большая неприятность была у вас с папой до моего рождения?". "Почему ты так спрашиваешь?" - удивилась мать. "Да потому, что потом ведь самой большой неприятностью у вас стала я",- ответила девочка.

Попробуем представить, сколько же десятков, если не сотен раз слышала эта девочка, прежде чем прийти к подобному заключению, что она "не такая", "плохая", "всем надоедает", "сущее наказание"... И все пережитое воплотилось в ее невроз.

Мы далеко не всегда следим за своими обращениями к детям. Как-то в "Учительской газете" было опубликовано покаянное письмо матери: она с опозданием поняла, что нанесла душевную рану своему сыну. Мальчик ушел из дома, написав в записке, чтобы его не искали: "Ты сама сказала, что тебе без меня лучше". Вот ведь как буквально понимают нас дети! Они искренни в своих чувствах и наделяют абсолютным смыслом любую фразу, сказанную взрослым. Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к обобщению: "Меня не любят". Молчаливые, а подчас и произносимые вслух доводы родителей типа: "Я же о тебе забочусь" или "Ради твоей же пользы" дети не слышат. Точнее, они могут услышать слова, но не их значение. У них своя, эмоциональная, бухгалтерия. Тон важнее слов, и если он резкий, сердитый или просто строгий, то вывод всегда однозначный: "Меня не любят, не принимают". Иногда это оформляется для ребенка не столько в слова, сколько в ощущение себя плохим, не таким, несчастливым.

Давайте посмотрим, во что развивается "комплекс непринятия" по мере взросления детей. Вот отрывок из письма четырнадцатилетней девочки.

«Я не верю, что с матерью могут быть дружеские отношения. У меня самые нелюбимые дни - это суббота и воскресенье. Мама в эти дни меня ругает. Если бы она со мной, вместо того чтобы орать, го­ворила по-человечески, я бы ее лучше понимала... Ее тоже можно понять, она хочет сделать из меня хорошего человека, а получает несчастного. Мне надоело так жить. Прошу у вас помощи! Помогите мне!!!»

Обида, одиночество, а порой и отчаяние, звучат в письмах других ребят. Они рассказывают о том, что родители с ними «не дружат», никогда не говорят «по-человечески», «тычут», «орут», используют только повелительные глаголы: «сделай!», «убери!», «принеси!», «помой!». Многие дети уже не надеются на улучшение обстановки дома и ищут помощи на стороне. Обращаясь в редакцию газет и журналов («Помогите!», «Что мне делать?», «Не могу дальше так жить!»), все дети до одного меняют имена, не приводят обратного адреса. «Если родители узнают — прибьют». И через все это порой пробиваются нотки теплой детской заботы о родителях: «Как ее успокоить?», «Им тоже трудно», «Ее тоже можно понять…».

Правда, так пишут, в основном, дети до тринадцати — четырнадцати лет. А те, кто постарше, уже очерствели. Они просто не хотят видеть родителей, не хотят находиться с ними под одной крышей.



Пишет десятиклассница:
«Я часто читала в журналах и газетах, что, мол, больше внимания надо уделять детям. Глупости. Я, да и многие мои сверстники, рады при малейшей возможности остаться одним. Идешь и думаешь: «Хоть бы их не было дома…». В воскресенье в голове: «Господи, лучше лишний день учиться!».

А что чувствуют родители? Как им живется? У них не меньше горечи и обид: «Не жизнь, а одно мучение…», «Иду домой как на поле битвы», «По ночам перестала спать — все плачу…».



ЧАСТО РОДИТЕЛИ СПРАШИВАЮТ:

«Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?»

Отвечаю. Нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом. И об этом мы будем много говорить позже. А пока обращаю ваше внимание на следующие правила:



Можно выражать свое «недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства, какими нежелательными или «непозволительными» они бы не были.

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятия его.

Поверьте, даже если дело дошло до таких крайностей, крайностей для обеих сторон, еще не все потеряно: родители могут вернуть мир в семью. Но для этого надо начинать с себя. Почему с себя? Потому что у взрослых больше знаний, способности контролировать себя, больше жизненного опыта.

Конечно, и родители нуждаются в помощи. Я надеюсь, что эту помощь вы будете получать в ходе всех наших занятий. А сейчас давайте попробуем понять, какие причины мешают родителям безусловно принимать ребенка и показывать ему это.

Пожалуй, главная из них — это настрой на «воспитание», о котором речь уже шла выше.

Вот типичная реплика одной мамы: «Как же я буду его обнимать, если он еще не выучил уроки? Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения. Иначе я его испорчу».

И мама встает на путь критических замечаний, напоминаний, требований. Кому из нас не известно, что вероятнее всего сын отреагирует всевозможными отговорками, оттягиваниями, а если приготовление уроков — старая проблема, то и открытым сопротивлением. Мама из, казалось бы, резонных «педагогических соображений» попадает в заколдованный круг, круг взаимного недовольства, нарастающего напряжения, частых конфликтов.

Где же ошибка? Ошибка была в самом начале: дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них. Что и как для этого делать, мы будем обсуждать позже. А сейчас упомяну о других возможных причинах эмоционального непринятия или даже отталкивания ребенка. Иногда родители о них не подозревают, иногда их осознают, но стараются заглушить свой внутренний голос.

Причин таких много. Например, ребенок появился на свет, так сказать, незапланированным. Родители его не ждали, хотели пожить «в свое удовольствие»; вот и теперь он им не очень нужен. Или они мечтали о мальчике, а родилась девочка.

Часто случается, что ребенок оказывается в ответе за нарушенные супружеские отношения. Например, он похож на отца, с которым мать в разводе, и некоторые его жесты или выражения лица вызывают у нее глухую неприязнь.

Скрытая причина может стоять и за усиленным «воспитательным» настроем родителя. Ею может быть, например, стремление компенсировать свои жизненные неудачи, неосуществившиеся мечты или желание доказать супругу и всем домашним свою крайнюю необходимость, незаменимость, «тяжесть бремени», которое приходится нести.

Иногда в таких случаях сами родители нуждаются в помощи консультанта. Но все равно, первый шаг можно и нужно сделать самостоятельно, задуматься о возможной причине своего непринятия ребенка. А следующими шагами будут задания, к которым мы и подошли.



ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
Задание первое
Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение дня (а лучше двух-трех дней) постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько — с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

Задание второе
Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: вот он приходит домой из школы, и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов. Хорошо, если вы продолжите эту встречу в том же духе в течение еще нескольких минут. Не бойтесь «испортить» его в течение этих минут, это совершенно немыслимо.

Задание третье
Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (обычные утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются).

Примечание: Неплохо тоже делать и по отношению ко взрослым членам семьи.



Задание четвертое
Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные чувства тоже.



(КМ) От себя могу добавить несколько слов. Возможно, я уже рассказывала о детской книге Астрид Линдгрен «Приключения Эмиля из Леннеберги». Нелишним будет напомнить еще раз. Дорогие мамы и папы, вы хотите на примере узнать, как принимать своего ребенка безусловно? Почитайте эту книгу. Такое количество шкод, которое выпало на долю мамы Эмиля от своего творческого сорванца, достается немногим родителям. И как реагировала мама на его очередную шалость, спасая его в сарае от отцовского ремня? «И все равно Эмиль очень хороший мальчик. И я его очень люблю!»

Каждый раз, когда я думаю, как отреагировать на выходки своих пацанов, вспоминаю маму Эмиля и мысленно проговариваю: «Она любила его, несмотря ни на что. И показывала, что любит». Так что классикой, дорогие читатели, можно пользоваться в жизни, а не только вычитывать из нее умные мысли «для поговорить»J))
Аватара пользователя
Катер
FlyLady
FlyLady
Сообщения: 1856
Зарегистрирован: Ср июн 14, 2006 2:40 pm
Благодарил (а): 121 раз
Поблагодарили: 1722 раза

Сообщение Катер »

Sukub, Я не читала Ю. Б. Гиппенрейтер, но очень хочу. И еще - и без этой книги я веду себя как мама Эмиля. Да, шкодина и вредина, а в кого она ангелом будет?
Всё получается! Всё сбывается!
Аватара пользователя
Sulamita
FlyLady
FlyLady
Сообщения: 1136
Зарегистрирован: Сб апр 15, 2006 5:02 pm
Откуда: Россия, Новороссийск
Поблагодарили: 30 раз

Сообщение Sulamita »

Sukub, спасибо за информацию. Все это мне уже знакомо из книги "Как по-настоящему любить своего ребенка" профессора педиатрии и психиатрии медицинского колледжа в университете штата Теннеси, доктора медицины Росса Кемпбелла.
Знаю и применяю.

И еще... В нашей церкви давно и много учат о том, что наши слова имеют огромную силу как в нашей собственной жизни, так и в жизни наших детей. Любое негативное, оскорбительное слово в свой адрес или адрес ребенка становиться частью характера, судьбы. Аналагично и положительные слова.

Я писала в теме "Болтаем и общаемся", что была на семинаре, где помогали людям с различными эмоциональными, духовными, физическими проблемами. Там я еще раз убедилась, насколько важно отношение к ребенку, насколько сильны слова сказанные родителями в судьбах их детей. Это отражается на всей жизни человека, благославляя или калеча.
Я не могу приводить примеры, не имею права (соблюдение тайны исповеди), могу лишь сказать, что это реально, волосы дыбом поднимались на коже, когда слышала - какие слова говорили матери, отцы своим детям и что потом происходило в судьбах приехавших на семинар людей. Взрослые, состоявшиеся женщины - жены, матери, бабушки рыдали, вспоминая "истории" из своего детства.
А там, где психологические проблемы - рядом - физические. И от этого жутко.

Поэтому у меня ко всем убедительная просьба - благославляйте детей, говорите добрые слова в адрес ребенка. Пусть только добрые слова строят судьбу ваших детей.
В Библии написано "Жизнь и смерть во власти языка"

Зная все это, читая Священное писание, я стараюсь не навредить, воспитывая своих дочерей. Объятия, поцелуи, добрые слова - этого много (но не буду говорить, что достаточно). Я не только наставляю, но и провожу много времени в играх и занятиях с дочками. Настя очень любит это время.
И добрые плоды есть, я их вижу сама, я о них слышу от других людей (воспитателей в детском саду, учителей в школе - они хвалят, благодарят нас, за хорошее воспитание). Но чего это стоит нам знаем только мы и Господь.
Хорошо там, где я есть.
Аватара пользователя
Sulamita
FlyLady
FlyLady
Сообщения: 1136
Зарегистрирован: Сб апр 15, 2006 5:02 pm
Откуда: Россия, Новороссийск
Поблагодарили: 30 раз

Сообщение Sulamita »

А "Домашние задания" очень кстати. Надо будет поупражняться. :D
Хорошо там, где я есть.
Sukkub

Сообщение Sukkub »

)Sulamita, расскажи, как ты учишь добру (это видно между строк твоего сообщения :D . У меня на эту тему разногласия с мужем, т.к. он учит не доброте, а как дать отпор, как и куда бить мальчиков. Правда я сама не особо добрый человек, но я стараюсь дать дочке понятия о любви не только к родителям, но и к природе, к животным. Все таки у меня дочка растет 8) .
Аватара пользователя
Sulamita
FlyLady
FlyLady
Сообщения: 1136
Зарегистрирован: Сб апр 15, 2006 5:02 pm
Откуда: Россия, Новороссийск
Поблагодарили: 30 раз

Сообщение Sulamita »

:sad: Ох,Sukub, стараюсь сама пример любви показывать, насколько вообще это возможно, учитывая нашу человеческую тягу ко злу в отношении других.
Дети очень хорошо улавливают наши эмоции, даже если мы их стараемся скрывать. Во многом для них наши действия - открытая книга нашего эмоционального состояния.

Сколько раз я замечала, укладывая спать свою младшую дочку Нику, что если я взбудоражена, раздражена, то и она начинает нервничать и не может заснуть.
Если мы собираемся куда-то ехать или готовим какое-то мероприятие и в доме суета, то обе дочки и Настя и Ника начинают чуть ли не на ушах стоять и их сложно успокоить.

Недавний пример - недельной давности. Собиремся на выходные ехать в приморский городок Пшаду. Отъезд наметили на 7.00 вечера. В процессе сборов, после того как мы с мужем эмоционально обсудили какой-то момент поездки, Настя начинает шумно возиться с Никой. Та заводится, пищит, хохочет, бегает. Настя заводится еще больше, наконец их шум и возня становятся невыносимыми. И это все между сумок, стопок одежды, в однокомнатной квартире. Я Насте делаю замечание - в ответ - "хорошо", но ничего не прекращается. После нескольких замечаний, уже достав меня Настя получает нахлобучку и попадает в угол. Наступает благодатная тишина.
Ника по инерции еще какое-то время носится, потом под угрозой получить ремня успокаивается тоже.
Но потрачено время на наведение порядка. В итоге мы отьезжаем из дома в сумерки и едем 3 часа по горным дорогам, через Горячеключевской перевал, местами по рементируемой дороге, без разметки и все это ночью, в темноте. Причем дорога не пуста - загруженность трассы не меньше чем днем, встречные машины ослепляют фарами. Я изнервничалась по дороге настолько, что весь следующий день у меня была пострессовая реакция, и я провела его в каком-то полусне, с огромным трудом общаяясь с друзьями, без какой-либо радости.

Вывод. Надо следить очень внимательно за своим поведением в присутствии детей. Я знаю, что это трудно. Я знаю, что самим собой нам, справиться бывает нелегко. НО для меня, я знаю, есть самый лучший Помошник, Тот, кто знает меня лучше меня самой - мой Бог. И к Нему я обращаюсь в минуты трудности, у Него я ищу поддержку, у Него черпаю из источников любви мудрости и терпения.

Конечно, есть различные тренниги, как сделать себя лучше и т.д., но они работают до определенного момента, а потом у человека заканчиваются силы, человек сдается и падает.

Мне сложно выразить, как я выражаю любовь к своим детям, как учу любви. Это все внутри меня, зачастую это побуждение в сердце и уверенность, что надо поступить, сказать так и не иначе. И это действует.
Я думаю, что это есть у всех нормальных родителей, это заложено Творцом, только надо слушать свое сердце и поступать так, как оно зовет, даже если это иногда кажеться детством или чудачеством.

И, конечно же, на все поступки своих (и не только своих) детей, всегда надо реагировать. Реагировать, так, как требует ситуация, но не оставлять без внимания. Дети сразу замечают равнодушие. Их не обманешь справедливыми, казалось бы, оправданиями или красивыми словами.

Иначе, как ранее написано в твоем,Sukub, посте, дети начинают страдать от невнимания, становятся невыносимыми в поведении, а потом взрослея - циничными, жестокими, равнодушными. И несут это в свои семьи, если, конечно, решаются их создать.
Последний раз редактировалось Sulamita Вт июл 25, 2006 1:25 pm, всего редактировалось 1 раз.
Хорошо там, где я есть.
Аватара пользователя
Sulamita
FlyLady
FlyLady
Сообщения: 1136
Зарегистрирован: Сб апр 15, 2006 5:02 pm
Откуда: Россия, Новороссийск
Поблагодарили: 30 раз

Сообщение Sulamita »

И во всей нашей повседневной жизни дети наблюдаеют за нами - что, как мы делаем. Им мало сказать: "Цветы не рви, деревья не ломай, кошку, собаку не бей, бабушке, дедушке, тете на улице не груби". Надо постоянно подтверждать сказанное собственными действиями - восхищаясь цветами - оставить их цвести на месте, а не вянуть в баночке с водой;
- мешающую ветку дерева отодвинуть, а не сломать;
- кошку, собаку приласкать, накормить, а если уличные - не гнать, не пинать, а найти возможность покормить, даже если животину нежелательно трогать - ласково поговорить с животным, а ребенку спокойно объяснить, что кошечку, собачку трогать нельзя, а обижать - тем более;
- с родственниками, соседями, встречными и поперечными прохожими общатся вежливо, мягко, даже если с ними возникают какие-то бы ни было разногласия.

Ребенок все будет подмечать. Каждый наш жест, каждое наше слово, взгляд, действие.
Вы понаблюдайте за своими детьми - сколько повторений своих собственных словечек, жестов, мимики вы обнаружите в детях.
Хороших или плохих.
И делайте выводы.
Хорошо там, где я есть.
Sukkub

Сообщение Sukkub »

Английский без риска! Всегда ли чем раньше, тем лучше?

Знакомясь с родителями своих маленьких учеников, я каждый раз спрашиваю: "Для чего вашему ребенку нужны занятия английским языком?" Думаю, что внезапное появление королевы Елизаветы меньше бы удивило взрослых, чем этот вопрос. Становится ясно, что прежде они его себе не задавали. Нужно и все! "Полезно", "Пригодится", "Чем раньше, тем лучше" - я коллекционирую ответы.

Бесспорно, свободное владение иностранным языком - весьма полезное умение для взрослого человека, зачастую открывающее дорогу к интересной и престижной работе. Как часто, не в силах преодолеть языковой барьер, мы с горечью переживали: "О чем же я раньше думал! Надо было язык учить!" Наверное, именно эти мысли не дают нам покоя, и мы стараемся приобщить своих детей к иностранным языкам как можно раньше. Не секрет, что многие группы набирают детей в два-три года, а в четыре-пять уже учат буквы или знаки транскрипции. Словно забывая, что обучают очень маленьких детей.

Ну, что ж, спрос рождает предложение...

И как-то остается без внимания, что использовать на практике полученные знания малыш не сможет еще несколько лет, по крайней мере, до поступления в школу. (Конечно, я имею в виду среднестатистического ребенка, не выезжающего каждый год на несколько месяцев в страну изучаемого языка. Дети из двуязычных семей, где один из родителей является носителем изучаемого языка, - тоже особый случай.)

А теперь подумайте, насколько серьезно вы бы отнеслись к предложению изучать, скажем, высшую математику, зная, что она понадобится вам примерно лет через двадцать? Это приблизительно соответствует детскому восприятию наших слов "через год-два", ведь ребенок 4-5 лет живет сегодняшним моментом, для него и завтрашний день - невообразимо далекое будущее.

А может так случиться, что эти знания и вовсе не будут нужны. Ведь часто возникает и такая ситуация: когда вашему малышу исполняется шесть лет и приходит время идти в первый класс, вы, проведя маркетинг близлежащих школ, вдруг обнаруживаете среди них прекрасную немецкую гимназию и решаете отдать свое чадо именно туда. Не пожалеете ли вы тогда о потраченных силах, времени и средствах на изучение английского? Не возникнет ли путаница в голове у малыша?

Большинство родителей твердо убеждены, что ранний старт в обучении языку обеспечивает надежный фундамент, на который прочно улягутся знания, полученные в школе. Так ли это? Увы, получить данные о взаимосвязи дошкольных занятий английским языком с успеваемостью по этому предмету в школе достаточно сложно. Могу только сказать, что мне приходилось заниматься со школьниками, которые учили английский с 5-6 лет и не могли самостоятельно справиться со школьной программой, и приходилось видеть отличников, которые впервые познакомились с английскими словами в начальной школе. А еще мне приходилось ужасаться тому произношению, которое прочно закреплялось на протяжении двух-трех лет хождения в какую-нибудь группу детского садика "с английским уклоном". Дерево (tree) внезапно превращалось в цифру "три" (three), виноградная лоза (vine) в вино (wine), а три маленьких котенка, потерявших рукавички, почему-то обретали при этом свободу! (Three little kittens - free little kittens. Честно скажу, и, наверное, большинство учителей согласится со мной - легче научить с "нуля", чем переучивать!

Значит ли это, что иностранный язык и малыши дошкольного возраста - абсолютно несовместимые понятия? Конечно, нет! Просто прежде чем отвести своего крошку в группу или на индивидуальные занятия, например, английским языком, вы должны хорошо понимать, во-первых, для чего это нужно вашему ребенку, во-вторых, какой результат вы ожидаете получить, и, самое главное, ясно представлять те трудности, которые ожидают вашего малыша на пути знакомства с чужим языком.

Цель, безусловно, определяете вы сами. По поводу результата - хочется сразу предостеречь от излишнего максимализма. Не стоит ожидать, что, посещая получасовые занятия два раза в неделю, ваш сын или дочка начнут "свободно разговаривать". (Раз в год в нашем детском центре обязательно появляется хотя бы один такой нетерпеливый родитель. И мне приходится разочаровывать его, объясняя, что свободное овладение языком для дошкольника возможно только при условии постоянного пребывания в языковой среде. Другими словами, для этого нужно отправиться в Англию или Америку.)

И, наконец, трудности! Откуда они берутся?

Процесс обучения младших и старших дошкольников иностранному языку достаточно своеобразен. Он в корне отличается от обучения, скажем, чтению, математике, логике или развивающих занятий с психологом. Почему? Отвечая на этот вопрос, мы одновременно определяем проблемные зоны, с которыми приходится сталкиваться всем участникам процесса обучения - преподавателю иностранного языка, детям и родителям.

Отсутствие естественной потребности ребенка в изучении иностранного языка приводит к полному отсутствию внутренней мотивации - т.е. желанию учиться.

Говоря о естественных потребностях, я имею в виду вот что. Развитие двигательной активности на протяжении первых пяти лет жизни ведет к естественному стремлению малыша расширять границы своих возможностей. Занятия танцами или детским фитнесом отвечают желанию малыша двигаться как можно больше и лучше. Развитие воображения, внимания, мышления позволяет ребенку овладеть рисованием, начать с увлечением пересчитывать предметы окружающего мира. Занятия живописью, развитием речи, математикой или логикой лишь помогают совершенствовать способности, без которых невозможно обойтись ребенку дошкольного возраста и появление которых как бы предопределено развитием основных психических функций малыша.

Совсем иное дело - иностранный язык. Взявшись обучать ему ребенка, мы не просто совершенствуем уже имеющиеся навыки, мы создаем абсолютно новые. И тут же наталкиваемся на следующее препятствие. А где применять полученные знания?

Если крошка выучил русские буквы - он с удовольствием прочитает вывеску на улице, поищет новых знакомых в старой любимой книжке. А что делать с английскими словами? Отсутствие естественной возможности повсеместно применять накопленные знания опять же ведет к снижению мотивации. И кроме того, выученные слова и фразы легко забываются, так как не являются элементами естественной языковой среды, не закрепляются в повседневном общении. Вот почему после летнего перерыва дети часто просто теряют полученные за год запасы знаний.

Возрастные особенности добавляют трудностей в нашу копилку. Дети 4-5 лет не способны концентрировать внимание более 15-20 минут. Поэтому, выбирая группу иностранного языка для своих малышей, сразу отметайте предложения часовых занятий. Полчаса - это оптимальная продолжительность "урока", которую можно увеличить до сорока минут к шестилетнему возрасту.

Часто родители дошколят спрашивают, стоит ли отдать предпочтение индивидуальным занятиям или водить ребенка в группу? Можно привести много аргументов в пользу и того, и другого вида обучения. Конечно, занимаясь с преподавателем "один на один", малыш получает максимум внимания, наиболее эффективно использует все время "урока", не отвлекаясь ни на что другое. В то же время в групповых занятиях можно наблюдать так называемый "эффект заражения", когда увлеченность и энтузиазм одного ребенка передается другим, а преподавателю гораздо легче использовать коллективные игры, танцы, веселую зарядку, чтобы облегчить запоминание лексики.

Что же выбрать? На мой взгляд, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Бывает, что даже пятилетнему трудно работать в группе, но он охотно идет на контакт "глаза в глаза". Случается и наоборот, ребенок легче воспринимает новую информацию только в "коллективе единомышленников". В данном случае должен решать родитель, знающий характер своего ребенка. Не помешает, конечно, и совет психолога.

Еще один специалист, чье мнение должно обязательно учитываться перед началом занятий иностранным языком, это логопед. При приеме в специализированную школу с углубленным изучением иностранного языка обязательно собеседование с логопедом, не прошедшим его в приеме отказывают. Родители дошкольников же часто вообще не считают нужным обращать внимание на логопедические проблемы своих малышей, считая, что английский изучать полезнее, а по-русски ребенок научится говорить сам собой. Это очень опасное заблуждение!

В английском и русском языках многие звуки произносятся совсем по-разному. Если ребенок, у которого еще не встали на место русские звуки, будет стараться произносить правильно английские - он рискует приобрести навсегда свистящую межзубную "с", горловое "р" и т.д., в общем, оказаться в ситуации "английский не выучит, и русский забудет".

Если преподаватель английского совсем не обращает внимание на фонетику, поступая по принципу: как слышит малыш, так и говорит, будьте уверены - в школе придется исправлять произношение, а заодно бороться с бесчисленным количеством ошибок на письме.

Если же:
ваш малыш уже разговаривает четко и ясно;
вы уверены, что в первом классе он продолжит изучение выбранного вами языка
и хотите начать к занятия до школы,
то можно приступать к обучению.
А теперь самое главное - на что следует обратить внимание? Какие занятия принесут максимальную пользу?

Во-первых, занятия должны быть регулярными и постоянными. В идеале, всю полученную лексику хорошо бы закреплять дома с помощью игр, аудио- и видеокурсов.
Имейте в виду: если ваш ребенок начал заниматься языком в четыре года, а в пять прекратил - к шести он забудет все, чему научился.

Во-вторых, занятия в устной форме гораздо предпочтительнее знакомства с буквами и значками транскрипции. Возрасту младших дошкольников соответствует сензитивный период развития восприятия, а возрасту старших - памяти, поэтому дети 4-5 лет больше восприимчивы к устной речи, чем к письменной. Так что английский алфавит может спокойно подождать до первого класса.

Чему же тогда учить и как? Да всему, что нас окружает и что ребенок уже хорошо усвоил на родном языке: животные, цвета, овощи и фрукты, игрушки, времена года. Все это можно назвать по-английски, спеть об этом забавную песенку или разыграть мини-спектакль.

И родители, и преподаватели знают, что обучение должно вестись в игровой форме, так как игра является основным видом деятельности дошкольников. Только часто взрослые совсем иначе, чем дети, представляют себе эту игру. Давно заезженный трюк с героем-инопланетянином, неизвестно откуда и зачем появляющимся на уроке, не в силах прикрыть скучную зубрежку. После первых минут любопытства, которое вызывает появление нового персонажа, дети, как правило, утрачивают интерес к нему, а заодно и к самим занятиям.

Так что главная задача преподавателя - заинтересовать, удержать внимание, создать устойчивую мотивацию. А для этого играть нужно по-настоящему, а не притворяться, что играешь. Талантливый педагог может легко подать новый языковой материал в реальной игре, будь то известная нам с детства "съедобное-несъедобное" или придуманная им самим "ходилка" с фишками и игровой дорожкой с изображениями пройденных слов. На уроках должно быть как можно больше предметов (игрушечных или настоящих), чтобы дети могли их потрогать, повертеть в руках. Ведь именно так ребенок изучает родной язык - видит предмет, а мама называет его.

Совсем идеальной является ситуация, когда на занятиях создается эффект погружения в языковую среду. Конечно, преподаватель не может изображать носителя языка, не понимающего ни слова по-русски, - ведь детям на первых порах все равно потребуется переводчик. Роль англоговорящего персонажа может успешно выполнять мягкая игрушка или игрушка "на руку" для кукольного театра. У меня на уроках, например, действуют кошка Элис, мышонок Тим и пес Питер. Все они появились на свет в Лондоне и были подарены мне моей знакомой английской девочкой Энн. Русский язык игрушки пока не выучили. Но им ужасно хочется играть с детьми! И как показывает опыт - детям тоже. Ради игры малыши незаметно преодолевают такой сложный для взрослых языковой барьер. И постепенно с удовольствием начинают озвучивать моих персонажей сами. Подобное перевоплощение позволяет решить такие проблемы, как трудности в общении, стеснительность, слабое развитие эмоциональной сферы ребенка.

Возможность двигаться во время урока, менять вид деятельности - еще одно непременное условие занятий иностранным языком с маленькими детьми. Мы играем, прыгаем, ползаем и бегаем. А еще танцуем и делаем зарядку. Поэтому урок английского языка становится увлекательнейшим занятием. Иногда можно кричать, хлопать в ладоши, стучать ногами и даже показывать язык. Потому что обучение дошкольников иностранному языку и эмоции - неразделимые, на мой взгляд, понятия.

Таким образом, при условии, что ваш ребенок с удовольствием занимается, успешно запоминает слова и фразы, постепенно учится управлять такими непослушными английскими звуками, можно считать занятия иностранным языком в 4-6 лет полезными и нужными.

Какую же пользу они принесут в ближайшем и отдаленном будущем?

Кроме положительных эмоций, которые ваш малыш получает уже сегодня, такие занятия позволяют сформировать у детей интерес к изучению иностранного языка. Поверьте, это очень важно. К сожалению, наши дети, перегруженные различными кружками и занятиями чуть ли не с пеленок, к школе окончательно утрачивают всякое желание учиться. Если удастся создать устойчивую мотивацию к овладению английским языком, неважно, насколько обширными будут полученные знания - ребенок с легкостью продолжит совершенствование их в школе.

Раннее обучение иностранному языку (не забудьте, только при условии, что ребенок уже овладел родной речью, т.е. четко и ясно выговаривает все звуки русского языка) способствует развитию фонетико-фонематического слуха, что является залогом и правильного произношения, и грамотного письма.

Конечно же, занятия английским развивают память и внимание, учат ребенка живому общению со сверстниками и взрослыми.

То есть дети получают универсальные навыки, которые смогут применять в различных ситуациях на протяжении всей жизни.

Завершая разговор на такую непростую тему, хочется еще раз подчеркнуть, что обучение маленьких детей - колоссальный труд, требующий усилий и преподавателя, и родителей, а в первую очередь ребенка. И прежде чем приступить к занятиям иностранным языком, подумайте: готов ли ваш ребенок к дополнительной нагрузке, справится ли с новыми знаниями? Все-таки детство предназначено не только для подготовки к школе, а ребенок - не компьютер, который нужно загрузить информацией по самую макушку, причем чем раньше, тем лучше. Наверное, стоит обратиться к мудрой английской пословице: "A stitch in time saves nine" (один стежок, сделанный вовремя, стоит девяти).

Галина Волкова
преподаватель английского языка детского центра культуры "Шанс"
Sukkub

Сообщение Sukkub »

Развитие синестезии (мультисенсорного восприятия)

Дорогие Друзья!

Читая статью Натальи Сойновой о синестезии, вы, очевидно, обратили внимание на очень обнадеживающие факты: каждый ребенок рождается синестетиком и продолжает им оставаться минимум год; в условиях химического воздействия на нашу нервную систему синестетические эффекты проявляются практически у каждого. В научных кругах существует устойчивое мнение (я бы назвала его ограничивающим убеждением), что синестезия - явление скорее уникальное и присущее в разной степени только гениальным Творцам или генетически предрасположенным "обычным людям". Очень может быть, что это убеждение опирается не на научные исследования, а на их отсутствие. Опыт доказывает, что способности к визуализации, к мультисенсорному восприятию, к продуцированию творческих состояний сознания развиваются при их целенаправленной практике (те же одаренные ученые могут служить примером людей, спонтанно развивших определенные качества в условиях постоянного подкрепления). "Мостики" нейронных связей формируются при осознанной и постоянной активизации определенных зон коры головного мозга. Слово "практика" я употребляю в значении, близком скорее к восточной традиции, когда практика подразумевает целостную, последовательную, дисциплинированную систему действий и их осмыслений, "собирание, взращивание и трансформацию". Это отнюдь не линейные система отношений практикующего и его опыта: происходят квантовые скачки в восприятии, "петли" возврата к исходным смысловым формам, переосмысление целей практики на личностном уровне - и коррекция собственных представлений как об изучаемом мире, так и о своем "Я", их взаимосвязи.

Из опыта ведения тренингов по динамическому обучению и тренинга "Магия Творчества" я могу с полной ответственностью сделать вывод, что при условии сохранения целостности восприятия (немного подробнее об этом скажу ниже) практически каждый условно-здоровый человек может развить в себе соответствующие возможности. Это обусловлено нашей психофизиологией, и если какое-то состояние сознания, включая его интуитивные зоны, присутствовало в нашем опыте, хотя бы в младенческом возрасте или в экстремальной ситуации, его можно сознательно развить и научиться продуцировать. Говоря о целостности, я имею в виду постоянное обращение к восприятию более высокой системы собственного процесса сознания.

В настоящее время принято ругать бедное левое полушарие нашего головного мозга, нашу могущественную дигитальную (логическую) часть. Но именно она позволяет кодировать информацию с помощью все более емких символов, изобретает языки описания и передачи информации об окружающей реальности и этим выводит многие наши способности "из сумрачного мира случайности" (Р.Дилтс).

Синестетические переживания свойственны каждому человеку, но они далеко не всегда осознаются и соответственно не контролируются. Есть образы событий, пугающие нас своей мрачностью и жесткостью ("Я не могу об этом думать, это как железом по стеклу"), именно эти чувства делают их негативными. Есть светлые, легкие, веселые или нежные чувства, связанные с дорогим и радостным событием. Оно, как правило, окрашено в "просторные", "летящие", "светлые", "теплые" краски и может ассоциироваться со звуками музыки, колокольчиков, легкого звона, с теплом летнего дня или, наоборот, свежего морозца, с запахом ветра, леса или моря и т.д. Синестезия - строго интимное, личное переживание внутренней стихии сознания во всей ее целостности логического и интуитивного. Мы живем всем существом, воспринимаем жизнь всеми клеточками своего мозга и нервной системы, всем телом и всей душой, не всегда это замечая, а тем более анализируя.

Почему мы так редко пользуемся синестезией? Она слишком важна, она именно тот маркер, который позволяет выделить значимую для нас информацию из обыденного потока знакомых и привычных символов, ассоциаций, особенно в творческих актах. Синестетические ощущения, как правило, сопровождаются и соответствующим эмоциональным фоном. В упражнениях на развитие мультисенсорного восприятия очень важно изначально наладить телесный и душевный контакт с самим собой, со своей эмоциональной и умственной сферой. Перед началом каждого упражнения расслабьтесь, обращая внимание на свою позу, на ощущения легкости и покоя в области лба, висков, глаз, скул и нижней челюсти, где чаще всего кроются зажимы. Затем вы можете обратить внимание на расслабленность затылка и основания шеи, мягко распространяя расслабление на позвоночник, грудь, руки, живот и ноги... Эта процедура не должна занимать много времени, достаточно несколько минут или секунд. Ваш организм и нервная система очень быстро смогут отреагировать на четко сформулированное желание расслабиться, и по мере практики этот опыт будет все более точным. Сделайте несколько достаточно глубоких, но без усилий, вдохов-выдохов, приводящих к еще большему расслаблению тела и ума, - и подумайте о той задаче, ради которой вы начали практиковать свое объемное, многомерное восприятие мира, подумайте о чудесном инструменте, который у вас есть, но вы запамятовали, куда его положили, - очень красивый, настоящий, очень нужный инструмент ... Вы можете поступить самым рациональным образом: припоминая, где находится необходимый нам объект, мы возвращаемся в ситуацию, когда он еще был с нами, вспоминаем свои действия, окружающую обстановку, свои мысли, чувства. Часто мы кладем вещи в непривычное для них место, "чтобы не забыть", и именно поэтому их приходится искать... Давайте вернемся в самое раннее детство или в тот момент нашей жизни, когда звуки или чувства благоухали и переливались всеми красками, когда слова, вместо черненьких плоских буковок на не всегда белой бумаге, воспринимались нами как живая реальность - со своими цветами, объемом и мелодией...

Когда вы учились читать - какие буквы вам нравились больше всего, меньше всего? Какого они были цвета для вас, с чем ассоциировались? Мне, например, нравилась маленькая буква "е" - она казалась мне такой нежной, светло-радостно-зелененой, как молодые побеги на ветвях ели, и звучала она, как песня пичуги в весеннем лесу... Наверное, потому что с буквы "е" начиналось слово "ель", и само это слово такое нежное (кстати, может быть, оно у кого-то колючее и темное)? Но я помню, что еще не умела читать и не знала, что слова читают по буквам, а "е" уже было таким - и только поэтому мне захотелось прочесть слово "ель" :-). Или буква "А" - какая она у вас? Какое ощущение цвета (а еще лучше света) у вас вызывает мягкий, нежный, пропеваемый вашей любимой певицей или любимым человеком звук "Ааааааааа"? Если он звучит все выше и выше, растворяясь в каких-то небесных сферах? И наоборот - все ниже и ниже опускается и теряется в недрах земли? Как изменяются ваши ощущения цвета, пространства, если вы сами пропоете этот звук несколько раз вверх и вниз - а если сперва вниз, а потом вверх? Есть ли разница в вашем эмоциональном состоянии? Очень точно, пристально понаблюдайте за его сменой - и одновременно за сменой цветового ощущения. Что происходит с общей тональностью - краски становятся ярче или наоборот тухнут, как изменяется цветовая гамма, ее насыщенность, яркость, контрастность? Не старайтесь очень точно "градуировать" цвет, важно общее плавное ощущение смены оттенков, приблизительно как в программах Photoshop при работе со спектром, а не с основными вебцветами :-). Что происходит с пространством - в каком случае оно сужается, а в каком расширяется, распахивается? Можно добавить предположение о сопутствующем запахе, который тоже изменяет свою интенсивность. Не волнуйтесь, если вы его "реально не ощущаете", ведь и цвет присутствует именно в пространствах нашего воображения. Синестетик - не тот человек, который отдергивает руку от листа бумаги с "горящей" буквой А, или "колючей" буквой Щ :-).

Это элементарное упражнение позволит вам почувствовать тонкие механизмы настройки своих мультисенсорных каналов и их реальное существование. Как и любое подготовительное упражнение, оно предваряет основную работу. Стоит сразу же перейти к масштабированию своего навыка. Очень быстро, не задумываясь, ответьте на вопросы: Какая цветовая гамма у музыки Моцарта? Бетховена? Вашего любимого стимулирующего музыкального произведения? У той музыки, которую вам приятно слушать, если грустно на сердце? Какого цвета ваша грусть? А ваш восторг? Какое пространство они занимают, как выглядят? Какое ощущение цвета, объема и звука у вас вызывает ваше любимое стихотворение, любимая книга, последняя прочитанная в газете статья? Человек, с которым вам приятно общаться?

Читателям, знакомым с практиками НЛП или Холодинамики, будет проще сделать объединяющий шаг и пережить все характеристики описываемых субмодальностей не последовательно, а одновременно. Попробуйте нарисовать любое свое чувство, совершенно не стараясь логически обосновать целесообразность использования того или иного цвета, палитры, формы - просто и легко, как сама пойдет рука и к какому цвету она потянется... Если у вас есть пластилин, цветная глина или еще какие-то материалы для лепки, вылепите ваше чувство (книгу, песню, мелодию, понятие, цель), максимально расслабившись и отпустив свои руки, глаза и эстетическое восприятие. Процесс должен быть спонтанным - руки сами возьмут нужное количество материала нужного цвета, легко и естественно придадут ту форму, которая вам понравится, и каждая ее линия будет продолжением движения вашего чувства через движение ваших рук и его ритм. Вы сможете ощутить внутреннюю музыку, передающуюся глине и организующуюся в единственно возможную композицию. Попробуйте добавить в движение ваших рук и мыслей чувство Любви - к материалу, к Земле, его создавшей, к своим рукам, к внутренней мелодии, к мыслям и ко всей вашей великолепной вселенной Со-Знания... Искушенному в подобных практиках человеку бывает очень полезно наладить более тесный контакт своих синестетических образов с архетипическими стихиями огня, воздуха, воды, земли. "Небесные" и "земные" чувства отличаются не только по мета-ощущениям, но и по цвету, звуку, запаху, вкусу... Горечь утрат, тяготы беспросветных депрессий легко трансформируются с помощью очищающих танцев огня, ласковых потоков прозрачной воды или чуть теплого весеннего ветра с запахом пробуждающейся земли... Какая музыка у вас ассоциируется с огнем или водой? Какая книга оставила у вас ощущение чистого родника, стремительного бурлящего потока или величавого океана и какие тут присутствуют мелодии? Какое событие в вашей жизни вы можете сравнить с легким восходящим потоком нагретого солнцем воздуха, поднимающим в голубоватые необъятные просторы ваше сознание? Ваше сияющее "Я", вобравшее в себя силы и красоту всех стихий, - как звучит оно? Ученые недавно открыли "музыку ДНК", оказывается, каждый из нас имеет собственную мелодию, как и свой спектр "ауры", свою основную частоту вибрации, и, видимо, каждый из нас вносит во Вселенную свою неповторимую голограмму чувств...

И последнее на сегодня: Радость, которая звучит в нашем сердце и пробуждает плавный ритм мыслей, сопровождает озарения сознания и награждает в каждом творческом акте - лучший индикатор нашей гармонии с самим собой. Если вы получили удовольствие от выполнения этого упражнения, ощутили пластику психических процессов - значит, вы его выполнили верно :-).
Елена Шугалей

Наталья СОЙНОВА
По материалам газеты "kоMоk"


47-летняя Кэрол Крэйн заявляет, что ее восприятие музыки полнее, чем восприятие обычных людей, ведь она не только слышит, но и ощущает звуки: "Когда звучит гитара, кто-то словно бы дует на мои лодыжки, а фортепиано давит мне на сердце". На буквы и цифры Крэйн реагирует не менее странно: когда она смотрит на букву A, в ее сознании вспыхивает серо-синий цвет, буква B окрашивается в цвет морской волны, а цифра 4 -- в кроваво-красный. В детстве Кэрол считала, что видеть цвета букв и ощущать звуки музыки естественно. Однако все, с кем она делилась своими впечатлениями, лишь крутили пальцем у виска. Крэйн совсем уж было сникла, решив, что она какая-то ненормальная. Но в позапрошлом году ей довелось познакомиться с доктором Питером Гроссенбахером. Доктор сказал, что ищет для своих исследований людей, обладающих синестезией. "Кто такие люди с синестезией?" -- спросила Крэйн. "Это те, кто думает, что пятерки -- желтые," -- ответил доктор. "Нет, пятерки -- зеленые!" -- воскликнула Кэрол и... стала работать с Гроссенбахером.


Кубики Набокова
Слово "синестезия" происходит от греческого synaisthesis и означает смешанное ощущение (в противовес "анестезии" -- отсутствию ощущений). Синестезия -- это явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств, иными словами, сигналы, исходящие от различных органов чувств, смешиваются, синтезируются. Человек не только слышит звуки, но и видит их, не только осязает предмет, но и чувствует его вкус. Вот, к примеру, как описывает свои ощущения синестетик (человек, обладающий синестезией) Соломон Шерешевский: "Я подхожу к продавщице мороженого и спрашиваю, какие сорта у нее есть. "Всего полно!" -- отвечает она таким тоном, что целая куча угольков и золы вылетает из ее рта. Голоса людей -- это букеты цветов, клубы дыма или туман. Я настолько увлекаюсь разглядыванием голосов, что порой не могу понять, о чем со мной говорят".
Феномен синестезии известен науке на протяжении уже трех столетий. Пик интереса к ней пришелся на рубеж ХIХ и ХХ веков. Тогда смешением чувств заинтересовались не только медики, но и люди искусства. Например, были популярны концерты "музыка + свет", в которых использовался специальный орган, чьи клавиши извлекали не только звуки, но и цвета.
Среди синестетиков много известных личностей. Например, французский поэт Артюр Рембо связывал гласные звуки с определенными цветами. Композитор Александр Скрябин видел цвет музыкальных нот. Художник-абстракционист Василий Кандинский, напротив, слышал звучание красок и даже использовал для описания своих картин музыкальные термины: "композиция", "импровизация". А вот что писал в автобиографии Владимир Набоков: "Это случилось, когда мне было семь лет -- я взял кучу кубиков с буквами... и случайно обмолвился своей матери, что их цвета "неправильные". Благо мать Набокова сама обладала синестезией и поняла, что мальчик имеет в виду несоответствие реальной окраски букв и их "внутреннего" цвета, возникающего в его сознании.
Однако, несмотря на множество знаменитых синестетиков, нельзя утверждать, что они более склонны к творчеству, нежели "раздельночувствующие". В целом люди с синестезией обладают тем же уровнем интеллекта и художественных способностей. Хотя тесты на IQ выявили и некоторые различия, оказалось, что синестетики не сильны в математике и хуже обычных людей ориентируются в пространстве. Зато у обладающих синестезией великолепная память. Причем они запоминают в первую очередь свое синестетическое впечатление, а не то, чем оно было вызвано. Например, типичный синестетик вполне может сказать: "Я не помню, как зовут эту девушку, помню только, что ее имя фиолетовое". Также эти люди отлично запоминают расположение предметов: посуды на столе, книг на полках и т.д. Возможно, отсюда "растут ноги" у почти маниакальной страсти синестетиков к порядку и симметрии -- ни один из них не начнет работу, пока не разложит все бумаги в аккуратные стопочки, не поставит карандашницу на строго определенное место и не водрузит клавиатуру компьютера точно по центру стола. Еще одна отличительная особенность обладающих синестезией -- их более развитые, чем у обычных людей, паранормальные способности, такие, как дар ясновидения, телепатия и проч. Одна женщина-синестетик утверждала даже, что общалась с пришельцами из иных миров. Якобы она была похищена инопланетянами и имела с ними сексуальный контакт, после чего земные мужчины перестали ее удовлетворять. Синестетики вовсе не "чокнутые" -- у них не выявлено большей предрасположенности к умопомешательству и ментальным болезням, чем у прочих людей.
Наконец, синестетиков не так уж мало, как может показаться на непросвещенный взгляд. Примерно 1 из 25 000 человек обладает синестезией. При этом женщин-синестетиков больше, чем мужчин -- в США в три раза, а в Англии аж в восемь раз! Кроме того, обладающие синестезией в большинстве своем не правши -- они левши или люди, одинаково хорошо владеющие как правой, так и левой руками.


Распечатанная тайна
Наука долго не могла ответить, почему возникает смешение чувств. Но в последнее время исследователи, вооружившись новейшими разработками в области нейрологии, принялись достаточно уверенно "распечатывать" эту тайну за семью печатями.
Питер Гроссенбахер говорит: "В мозгу человека есть пути, по которым передаются нейрологические импульсы от глаз, ушей, рта, носа... Эти пути от разных органов чувств пересекаются. Но если у обычных людей "зоны-перекрестки" пассивны, то у синестетиков они задействованы в распределении нервных импульсов. В самом деле, не может же звук музыкального инструмента сам по себе приводить к возникновению цвета! Мне думается, дело тут вот в чем: сигналы, идущие по слуховому пути, достигают "перекрестка", а тот посылает импульс к глазам. Так возникает бисенсорное восприятие". Сканирование мозга синестетиков подтверждает слова ученого. К примеру, у людей, различающих оттенки букв, при взгляде на печатный текст активизируется не только участок мозга, отвечающий за понимание речи, но и зоны, ответственные за распознавание цвета. Таким образом, нейрологический импульс действительно перераспределяется от одного участка мозга к другому.
Но почему это происходит? Есть несколько версий. Самая сенсационная -- мы все без исключения (!) рождаемся синестетиками. В мозгу младенцев импульсы от всех органов чувств перемешаны, но в возрасте примерно полугода происходит их разделение: звуки -- "направо", зрительная информация -- "налево". Ученые назвали этот процесс отмиранием нейронов, создающих синаптические мостики. У синестетиков же синаптические мостики остаются неповрежденными, а значит, они всю жизнь пребывают в счастливом младенчестве, когда чувства нераздельны. К слову, наркоманы признаются, что под влиянием галлюциногенов их чувства необычайно обостряются, они начинают видеть музыку или слышать вещи (одна наркоманка говорит, что когда она, будучи "под кайфом", играет на фортепиано, из клавиш брызжут разноцветные фонтанчики). Вполне возможно, что наркотики активизируют забытые, но существующие где-то в подкорке впечатления первых месяцев жизни, и к людям возвращается способность синтезировать чувства.
И все же пока синестезия -- это скорее вопросы, нежели ответы. Вот одна из загадок. Впечатления разных синестетиков не совпадают. Например, каждый из тех, кто воспринимает буквы разноцветными, подбирает свою палитру: для одного буква С малиновая, для другого оранжевая, для третьего синяя, лишь буква О для большинства людей с синестезией одинаковая -- белая (56% синестетиков, видящих цвета букв, ассоциируют О с этим цветом). Чем вызваны эти различия, никто не знает.
Не до конца ясно и то, как именно проявляются синестетические ощущения. Видит ли человек разноцветные буквы и цифры в реальности или же различные оттенки появляются исключительно в его воображении? Разные синестетики по-разному отвечают на этот вопрос. Кэрол Стин, способная видеть цвета болевых ощущений, вспоминает, что когда она порвала связку на ноге, "весь мир в действительности(!) стал оранжевым". А вот Кэрол Крэйн, с чьей истории мы начали наш рассказ, утверждает, что видит зеленые пятерки и голубые буквы Н "в своей голове".
Кое-что о смешении чувств можно сказать более определенно. Так доподлинно известно, что синестезия передается по наследству, причем в семье может быть как по одному синестетику в каждом поколении, так и сразу несколько людей с синестезией в одном поколении. Взять хотя бы того же Набокова: синестетиками были его мать, он сам, его жена, синестезией обладает и его сын Дмитрий. Не вызывает сомнения долговременность синестетических ощущений, они остаются стабильными на протяжении всей жизни, и если слово "молоток" еще в детстве представлялось какому-нибудь синестетику красным с белыми прожилками, то он в старости будет воспринимать его точно так же. Доктор Ричард Сайтович описал крайне редкий случай "аудиомоторной" синестезии. Его пациент, 12-летний мальчик, принимал различные позы, когда ему читали произвольно составленный список слов. Мальчик объяснял свое странное восприятие речи тем, что каждое слово заключает в себе определенное движение, которое он и показывает. Самое удивительное, что, когда десять лет спустя Сайтович решил провести повторный тест, нашел своего пациента и без предупреждения принялся читать ему тот же самый список, молодой человек вновь принялся принимать абсолютно те же позы -- время ничуть не изменило его синестетическое восприятие слов.
Синестезия находится за пределами любого волевого контроля, ее нельзя вызвать "нарочно", точно так же, как нельзя "подавить", хотя усиление или отвлечение внимание может сделать ее более или менее яркой.


Одинокие уникумы
По сравнению с "раздельночувствующими" людьми все обладающие синестезией необычны. Но внутри "мира синестетиков" есть своя градация или, если угодно, иерархия. Деление производится в зависимости от типа синестезии, которым обладает тот или иной человек. Больше всего существует синестетиков, видящих цвета букв и цифр. Немало и тех, кто обладает "цветным слухом", для таких людей звуки окрашиваются в различные цвета. Вообще зрение и слух гораздо чаще становятся элементами бисенсорного восприятия, чем другие чувства. А вот обоняние практически никогда не возбуждает синестетическую реакцию и не является синестетическим впечатлением. Вкусовые ощущения также редко оказываются причиной синестезии, однако у американца Майкла Уотсона именно вкус вызывает тактильные впечатления (вкус мяты он описывает как прикосновение к "прохладным стеклянным колоннам"). Самый же редчайший тип синестезии -- это "видеть" образы и чувствовать прикосновения во время наблюдения за предметом.
Подсчитать, сколько всего существует типов синестезии, сложно. Обычные арифметические действия здесь не подходят. На первый взгляд, пять чувств -- зрение, слух, обоняние, осязание и вкус -- имеют десять возможных синестетических соединений. Однако синестезия обычно единонаправлена, к примеру, у определенного синестетика зрительный образ может вызывать чувство прикосновения, но прикосновение никогда не спровоцирует зрительные впечатления. Это "одностороннее движение" увеличивает число возможных синестетических соединений до двадцати и даже тридцати, если счесть шестым чувством движение. Но и это число не точно, поскольку каждый синестетик, как правило, обладает больше чем одним типом смешения чувств. Число синестетических реакций практически неограничено!
Столь сложные расчеты, однако, не смутили исследователя Шина Дэя, который на основании 175 случаев смешения чувств попытался составить классификацию типов синестезии в зависимости от их редкостности. Дэю удалось выделить 19 различных типов данного феномена. Вот что у него получилось. Цифры и буквы вызывают цвета в 121 случае из 175 (это равняется 69% из 100). Промежутки времени ассоциируются с цветами в 42 случаях (24%). Звуки речи вызывают цвета в 24 случаях (14%). Звуки вообще вызывают цвета в 23 случаях (13%). Звуки музыки вызывают цвета в 21 случае (12%). Окрашенные в различные оттенки музыкальные ноты синестетики видят в шестнадцати случаях из 175 (9%). Болевые ощущения ассоциируются с цветами в шести случаях (3,4%). Запахи вызывают цвета в пяти случаях (3%). Также в пяти случаях из 175 (3%) цвета вызываются личностями людей либо вкусовыми ощущениями. По три случая (2%) приходится на следующие типы синестезии: звук вызывает вкус, звук вызывает чувство прикосновения, вид вызывает вкус. Прикосновение вызывает вкус лишь в двух случаях (1%). И, наконец, по одному случаю из 175 (0,6%) приходится на такие смешения чувств, когда звук вызывает запах, температура воздуха вызывает цвета, вкус вызывает чувство прикосновения, прикосновение вызывает запах, вид предметов вызывает чувство прикосновения.
Но каким бы распространенным ни был тип синестезии, которым обладает тот или иной человек, все равно в мире обычных людей синестетики очень одиноки. Вот что пишет в своем эссе Патрисия Даффи (она воспринимает отрезки времени как разноцветные геометрические фигуры: час -- розовые круги, год -- желто-зеленые треугольники): "В жизни так много зависит от вопроса "Видите ли вы то, что я вижу?" Этот вопрос связывает людей социально... Но когда ты видишь то, чего не видит никто вокруг, чувствуешь то, чего никто не чувствует, ты обречен на одиночество. Мир вокруг словно бушующий океан, а твои внутренние ощущения -- крохотный необитаемый островок бледно-желтых P, бирюзовых вторников и нот "ля", окрашенных в винный цвет".
Окружающий мир отторгает синестетиков, потому что они не такие, как все. Мы привыкли к мысли, что реальность объективна и едина для всех. Меж тем синестезия -- крайне субъективное и эмоциональное явление. Кандинский не зря терпеть не мог, когда его синестезийные картины пытались объяснить логически. Художник обращался к своим критикам: "Уловите вашим слухом музыку, откройте ваши глаза на живопись и прекратите думать! Просто спросите себя, переносит ли вас это произведение в доныне неизвестный мир. Если ответом будет "да", чего же вы еще хотите?!"
И еще одна цитата. Исследователь Ричард Сайтович пишет: "Когда меня спрашивают, "реальна" ли синестезия, я обычно отвечаю: "Реальна для кого? Для вас или для тех, кто ей обладает?" Постановка под сомнение опыта, который не может восприниматься другим человеком, ясно показывает, как легко мы готовы отказать ему в праве на существование. Мы одержимы внешним и рациональным. Наша настойчивость в отношении именно объективного понимания мира почти не оставляет шансов всем иным формам познания действительности".
Sukkub

Сообщение Sukkub »

Уроки по Трансфигурации - это уроки Вашего совместного с ребенком творчества по развитию активного восприятия, сенсорной чувствительности и возможностей трансформации наших впечатлений, негативных эмоций и психологических зажимов.

На первом же уроке мы предлагаем расширить и укрепить способности ребенка к синестетическому восприятию. При последующем переходе к техникам психологической саморегуляции эти навыки будут очень полезны.



Задание 1

Поиграйте с ребенком в игру: "Какого цвета буквы?" Можно нарисовать буквы соответствующими красками. Я рекомендую сделать это на компьютере, используя спектр и все возможности объемного представления, - это позволит более тонко градуировать оттенки восприятия.

После того (можно и одновременно), как ребенок передаст свое представление о цвете о объеме букв, поинтересуйтесь, чем пахнет каждая буква, как она звучит? Предложите мысленно "сделать" каждую букву из какого-то материала: стекла, металла, бумаги и т.д. Не стоит предлагать "перечень материалов" - здесь важно максимальное проявление индивидуального восприятия. Задайте простой вопрос: "Из чего ты сделаешь эту букву?" Ответы бывают самыми неожиданными: "Из теста, посыпанного сахарной пудрой", "Из мотка ниток", "Вырежу из маминых туфлей"...

Этот навык поможет ребенку в последующих занятиях овладеть техниками грамотности, запоминания вызывающих трудности иностранных слов и другими приемами интенсивного обучения.



Задание 2

(Подготовительное упражнение к холодинамическим техникам работы с трансформацией психологических образов).

Попросите ребенка нарисовать красками или цветными карандашами на одном листке свое чувство Радости и чувство, когда Все Получается.

Спросите, как звучат эти чувства, чем похожи их мелодии и краски. Может быть, они чем-то пахнут или имеют определенный объем?

Где располагаются в теле (пусть ребенок покажет ручкой как можно более точно)? Как эти чувства растут, распространяются и на что они похожи? Попросите ребенка расширить их дальше собственого тела. Пусть Радость и Все Получается будут такими большими, что их свет зажигает и согревает все и всех вокруг - маму, папу, растения, воздух в комнате...

Поинтересуйтесь - что изменилось вокруг, когда Радость и Все Получается наполнили все пространство?

Желаю Вам и Вашим детям наполненности этими Волшебными чувствами! Спросите у ребенка, почему именно они могут считаться Волшебными? А как думаете Вы?
Sukkub

Сообщение Sukkub »

Как развить в ребенке чувство собственного достоинства и уверенность в себе?

Многих родителей часто волнует вопрос о том, как развить в ребенке уверенность, как помочь ему не бояться иметь собственное мнение и уметь высказывать его, как научить ребенка достойно защищать себя, уметь преодолевать препятствия и не прятаться за спину родителей тогда, когда можно решить проблему самому.

Самое главное, с чего хотелось бы начать – это убедить родителей, что все это зависит от них, от подхода к ребенку, от стиля воспитания в семье и от личности самого родителя. Есть еще одно важное условие – это быть самому уверенным в себе человеком, ведь дети чаще всего ориентируются на своего любимого родителя, копируют его поведение, стиль общения с другими людьми, ведь родитель для ребенка – авторитет, а значит все, что он делает – правильно.

Если у вас есть какие-то собственные нерешенные личностные проблемы, особенно если они связаны с вашей уверенностью, вам необходимо поработать над этим, скорее всего, с помощью психолога.

Есть и еще правила общения с собственным ребенком, выполняя и соблюдая которые, вы дадите ребенку шанс стать личностью и иметь чувство собственного достоинства.

Правило первое. Ребенок должен быть уверен в вашей безусловной любви. Это не должна быть любовь удушающая, любовь-одолжение или та любовь, за которую ребенку придется расплачиваться хорошей учебой, помощью по дому. Любите ребенка таким, какой он есть, за то, что он есть. Он должен знать, что он рожден не для того, чтобы выполнить со временем ваши ожидания от него, а для того, чтобы стать человеком с чувством собственного достоинства.

Правило второе. Ребенок должен быть уверен, что он находится под защитой, но не под колпаком. Он должен знать, что вы рядом, но не составляете с ним единое целое. Будьте всегда открыты и доступны для ребенка. Он должен знать, что всегда сможет обратиться к вам за помощью, что вы ему не откажете, не отвернетесь и не заставите решать самостоятельно трудные для него задачи.

Правило третье. Ребенок должен иметь право на ошибку, и возможность ее исправить, не получив за это оскорбление или незаслуженное наказание. Помогите ему осознать ошибку и исправить ее. Пусть ребенок не боится ошибаться, ведь это процесс познания, а ошибку можно и исправить, и предупредить ее появление в будущем.

Правило четвертое. Вам нужно выработать в общении с ребенком позицию общения на равных, не с высоты своего возраста, и не заискивая, возвышая свое чадо и делая из него кумира семьи.

Правило пятое. Позволяйте ребенку решать свои проблемы самостоятельно, не встревайте в детские разборки из-за игрушек, не спешите переводить его в другую школу, если не складываются отношения со сверстниками или с учителями. Иначе ребенок не только не научится видеть ситуацию и искать пути выхода, но и не будет добиваться достижения успеха, и тогда главным мотивом станет мотив избегания неудач, уход от проблем, а не их решение.

Правило шестое. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, старайтесь делать акцент на личных качествах ребенка, учите ребенка оценивать себя и свои поступки, пусть он чаще смотрит на себя со стороны, учится видеть и чувствовать эмоции других людей и адекватно оценивать ситуации. Потому что если ребенок будет себя постоянно с кем-то сравнивать, он попадет в зависимость от оценки окружающих, а она, как правило, очень субъективна.

Правило седьмое. Когда ребенок маленький, избегайте в оценке ребенка слово «плохой». Он не плохой, он просто оступился и сделал неправильно. Старайтесь объяснять, что есть неправильные поступки, которые причиняют боль или неприятности, от которых он может пострадать.

Правило восьмое. Учите своего ребенка доводить начатое до конца, но если ребенку какая-то деятельность не по душе, не давите на него, что все это нужно непременно доделать и идти именно по этому пути. Особенно это важно в подростковом возрасте, когда идет становление интересов и выбор профессии, поэтому, чем ребенок больше попробует себя в разных видах деятельности, тем больше шансов, что в дальнейшем он сделает правильный выбор.

Правило девятое. Помогите ребенку адаптироваться в группе детей. Ведь вся жизнь ребенка с момента, как он пойдет в детский сад, будет так или иначе связана с общением и работой в группе. Это школа, студии, спортшколы, университет, лагерь. В группах детей всегда существует конкуренция. Особенно среди детей дошкольного возраста. Дети постарше считают себя взрослыми, опыт общения у них больше и они запросто могут «заткнуть за пояс» тех, кто помладше. А тем, кто младше, ничего не остается, как подчиниться и «набираться опыта». Если у вашего ребенка нет проблем общения с младшими детьми и со своими ровесниками, он со временем найдет общий язык и с детьми постарше. Поддерживайте его, придавайте ему уверенность, в детском саду попросите воспитателя, чтобы он помог подобрать игры для сплочения детей в группе. Обычно это такие игры, где даже самый маленький и робкий может быть, например, ведущим в игре. В результате у ребенка повышается самооценка, уверенность в себе, он может проявить и показать себя.

Еще один способ повысить популярность в группе – это придумать новую игру (помочь могут родители), принести в сад игрушку и пригласить в свою игру детей постарше. Совместные игры сплачивают детей, у них появляется больше тем для контактов.

Правило десятое. Уважайте своего ребенка и то, что он делает, о чем мечтает, к чему стремится. Не смейтесь и не требуйте от него изменить решение. Если уж выбор ребенка вам не по душе, найдите слова, которые докажут вашему ребенку, что это не совсем то или не совсем правильно. Не только вы учите ребенка, но и он вас пусть чему-то научит (какой-то игре, спортивному приему, необычно бросать мяч или сплести фенечку).

Правило одиннадцатое. Сосредоточьте свое внимание на том, что у ребенка получается хорошо, хвалите его. Оценка должна быть адекватной, похвала вовремя и по делу.

Воспитать в ребенке уверенность – дело непростое, и все эти правила – это не только правила для развития чувства собственного достоинства. Они затрагивают все сферы общения и взаимодействия с ребенком, и в первую очередь с вами, родителями. Уверенность в том, что тебя любят, понимают и принимают таким, какой ты есть – вот залог уверенности в себе и в своей будущей жизни.

Автор:
Светлана Сушинских
Ответить

Вернуться в «Парение с детьми ;)»